В рaмкax рeтрoспeктивнoгo тeстирoвaния oптики Nikon, прeднaзнaчeннoй для пoлнoкaдрoвыx кaмeр (FX) и aппaрaтoв с сeнсoрaми APS-C (DX), мы прeдприняли исслeдoвaниe свoйств ширoкoугoльныx oптичeскиx инструментов с фиксированным фокусным расстоянием и в этом материале предлагаем читателям ознакомиться с результатами сравнения двух объективов с фокусным расстоянием 28 мм. Их часто используют в качестве альтернативы популярным «родственникам» с фокусным 35 мм, особенно в тех случаях, когда требуется более широкий охват сцены — например, в сюжетной, постановочной и стрит-фотографии, а также при репродуцировании произведений искусства. В последнем качестве от оптики требуется максимальное разрешение, поэтому в обзоре мы уделим этому свойству наших подопечных пристальное внимание.
Между старшей моделью, более светосильной и более «продвинутой», и младшей, менее выдающейся, но более удобной в обращении, лежит временной промежуток в пять лет. Поэтому мы вправе ожидать, что более молодой сверхсветосильный «собрат» продемонстрирует небывалые качества, поскольку именно он впитал в себя всю технологическую новизну достижений в оптикостроении за последние годы (и стоит втрое дороже). Начнем со спецификаций.
Технические характеристики
Мы приводим основные характеристики объективов по данным производителя.
Nikon AF-S Nikkor 28mm f/1.4E ED
Nikon AF-S Nikkor 28mm f/1.8G
Байонет
Nikon F
Фокусное расстояние
28 мм
Эквивалент фокусного расстояния для камер формата DX
42 мм
Максимальное значение диафрагмы
F1,4
F1,8
Минимальное значение диафрагмы
F16
Число лепестков диафрагмы
9 (скругленные)
7 (скругленные)
Оптическая схема
14 элементов в 11 группах
11 элементов в 9 группах
Минимальная дистанция фокусировки
0,28 м
0,25 м
Угол обзора
75°
Максимальное увеличение
0,17×
0,22×
Диаметр резьбы для светофильтров
77 мм
57 мм
Автофокусировка
внутренняя
Привод автофокусировки
бесшумный ультразвуковой мотор (Silent Wave Motor)
Стабилизация
нет
Защита от пыли и влаги
есть
нет данных
Размеры, диаметр/длина
∅83/100,5 мм
∅73/80,5 мм
Вес
645 г
330 г
У более «продвинутой» модели на ⅔ ступени выше светосила (F1,4 против F1,8), более сложная и совершенная конструкция диафрагменного кольца (девять ламелей против семи), а также декларированная производителем защищенность от пыли и влаги. В пользу более скромного объектива свидетельствуют малые размеры и вес (он почти вдвое легче конкурента), а также цена (в три раза ниже). Разница, говоря откровенно, прямо-таки отчаянная, но ниже мы приведем аргументы, которые позволят понять, откуда она берется.
Конструкция
Компоновка обоих объективов отвечает общему плану строения оптики Nikon с фиксированным фокусным расстоянием: достаточно широкий корпус, единственное (весьма широкое) прорезиненное кольцо ручной фокусировки и переключатель режимов наведения на резкость («автомат/ручной»).
Внешний вид
Nikon AF-S Nikkor 28mm f/1.4E ED
Nikon AF-S Nikkor 28mm f/1.8G
Nikkor 28mm f/1.4E ED значительно массивнее и крупнее — это следствия, во-первых, более высокой светосилы, а во-вторых, увеличения (по сравнению с конкурентом) числа оптических элементов в теле объектива. Проще говоря, разница в массе стекла и обуславливает разницу в размерах и весе между соперниками.
Стыковочные узлы байонета выглядят практически одинаково. Несмотря на отсутствие данных о герметизации Nikon AF-S Nikkor 28mm f/1.8G, на периферии фланца имеется такое же уплотнительное кольцо, как и у более дорогого конкурента, что позволяет предположить наличие некоторой степени защиты от попадания внутрь камеры пыли и влаги.
Оптические схемы
Nikon AF-S Nikkor 28mm f/1.4E ED
Nikon AF-S Nikkor 28mm f/1.8G
В конструкции старшего объектива 14 элементов, которые объединены в 11 групп. Три линзы асферические, две изготовлены из материала со сверхнизкой дисперсией, причем одна из последних входит в состав подвижной фокусировочной группы.
У менее дорогого «собрата» конструкция значительно проще: она представлена 11 элементами, объединенными в 9 групп. Асферических линз две (задняя прямая, передняя — обратная). Сверхнизкодисперсионные элементы отсутствуют.
Производитель публикует графики частотно-контрастных характеристик обоих объективов. Это само по себе (хотя и косвенно) свидетельствует о том, что они достаточно привлекательны.
Частотно-контрастные характеристики (MTF)
Nikon AF-S Nikkor 28mm f/1.4E ED
Nikon AF-S Nikkor 28mm f/1.8G
Красным представлены кривые с разрешением 10 линий/мм, синим — 30 линий/мм. Сплошные линии — для сагиттальных структур (S), пунктирные — для меридиональных (M). Напомним, что в идеале кривые должны стремиться наверх, быть максимально горизонтальными и содержать минимум искривлений.
В целом кривые MTF выглядят хорошо, особенно у более дорогой модели, так что объективы должны демонстрировать высокую резкость. Правда, у Nikkor 28mm f/1.8G она вряд ли окажется столь же высокой, как у соперника. Чтобы проверить наши теоретические предположения, основанные на изучении графиков MTF, перейдем к исследованию наших подопечных на практике в тестовой лаборатории.
Лабораторные испытания
Параллельно мы исследовали два объектива Nikon AF-S Nikkor с фокусным расстоянием 24 мм, отличающихся по стоимости почти вдвое, и их сходство по оптическим показателям вызывало легкое недоумение, но все же было объяснимо (различия раскрывались в деталях). Нынешние же наши подопечные отличаются по цене почти в три раза, так что одной разницей в деталях отделаться будет трудно. Впрочем, по результатам лабораторного тестирования разница между ними видна сразу.
Кривая разрешающей способности объектива Nikkor 28mm f/1.4E ED в центре поля зрения отличается благородной стабильностью и демонстрирует около 80% практически во всем диапазоне диафрагмирования. Край кадра при этом отстает очень мало и удерживается на высоком уровне (около 75%). Nikkor 28mm f/1.8G уступает по разрешающей способности, особенно в центре, начиная с максимального раскрытия и до F5,6. Дисторсия у старшей модели отсутствует, а едва заметная хроматика определяется лишь при полном раскрытии. У младшей модели край кадра менее однороден; не все углы отработаны одинаково хорошо.
Практическая фотосъемка
Нам довелось испытать объективы в связке с камерой Nikon D810. Предварительно мы устанавливали наиболее востребованные режимы и параметры:
- приоритет диафрагмы,
- центрально-взвешенный замер экспозиции,
- однокадровую автоматическую фокусировку,
- фокусировку по центральной точке,
- автоматический баланс белого (АББ).
Кое-что из указанного выше нам случалось изменять потом, в реальных условиях фотосъемки. Оптимизаторами и «улучшателями» мы не пользовались (включая шумоподавление, повышение резкости, насыщенности и пр.).
Отснятые кадры сохранялись на носителе информации в виде RAW-файлов без сжатия, которые впоследствии подвергались «проявке» при помощи Adobe Camera RAW (ACR) с использованием соответствующего профиля объектива для коррекции виньетирования и дисторсии. Полученные изображения преобразовывали в 8-битные JPEG-файлы с минимальной компрессией. В ситуациях со сложным и смешанным характером освещения баланс белого корректировали вручную. В ряде случаев в интересах композиции прибегали к обрезке кадра.
Оптические свойства
Спешим сразу порадовать читателей. Резкость у объективов хорошая, даже на максимально открытой диафрагме, причем у более дорогой модели она высока настолько, что поначалу даже сомневаешься: может быть, произошла ошибка и объектив при съемке все-таки был диафрагмирован? Но нет, все правильно. Вот сравнение результатов работы обоих соперников на максимальном раскрытии без приложения профиля в ходе постобработки в ACR. Снято в ТЦ «Европарк» при смешанном освещении (сверху — рассеянный дневной свет, снизу — светодиодные и газоразрядные источники и лампы накаливания).
Nikon AF-S Nikkor 28mm f/1.4E ED без профиля
F1,4; 1/320 с; ISO 100
Nikon AF-S Nikkor 28mm f/1.8G без профиля
F1,8; 1/200 с; ISO 100
Безусловно, снимки нельзя назвать идеальными, но вовсе не из-за нехватки резкости — ее тут так много, что хоть отбавляй. Слишком заметны последствия другой болезни оптики (особенно широкоугольной) — очень выраженное виньетирование (более −2 ступеней экспозиции). Однако приложение профилей объективов при постобработке начисто избавляет картинку от этого неприятного феномена (см. фото ниже).
Nikon AF-S Nikkor 28mm f/1.4E ED с профилем
F1,4; 1/320 с; ISO 100
Nikon AF-S Nikkor 28mm f/1.8G с профилем
F1,8; 1/200 с; ISO 100
По резкости, как мы и предполагали, выигрывает более «продвинутый собрат», но разницу нужно специально искать, увеличив масштаб изображения до 1:1.
Перейдем к более подробному исследованию свойств обоих наших подопечных. Сюжет ниже снят на выставке «Здравоохранение—2017» и представляет собой снимки стенда компании «Интерсэн».
Оба объектива при максимальном раскрытии демонстрируют высокую резкость в центре кадра, а Nikon AF-S Nikkor 28mm F1.4E ED — еще и на периферии. До F4 разница в резкостных показателях сохраняется в пользу более дорогого объектива, но при более сильном диафрагмировании и вплоть до F16 эта разница почти целиком нивелируется.
У Nikon AF-S Nikkor 28mm F1.4E ED следовые хроматические аберрации определяются только при максимальном раскрытии и исчезают уже при F1,8, в то время как у Nikkor 28mm f/1.8G они заметны при F1,8—F4 и плохо поддаются коррекции при приложении профиля.
Сильная «виньетка» также обнаруживается у обоих при максимальном раскрытии. Она целиком удаляется при приложении специального профиля при постобработке. По мере диафрагмирования виньетирование значительно ослабевает уже при F2,8, а при F4 и далее практически не обнаруживается.
Заметно, что АББ отрабатывает сцену по-разному, но это вина не объективов, а автоматики камеры.
Повторим наш тест для подтверждения результатов в другой, более темной сцене.
В этой серии превосходство Nikon AF-S Nikkor 28mm F1.4E ED над Nikon AF-S Nikkor 28mm F1.8G более заметно. По резкости в центре второй догоняет первого при F4, на периферии — при F5,6. Хроматические аберрации у более «продвинутого» конкурента нивелируются уже при F4, а у более скромного — только при F8.
Виньетирование у обоих объективов определяется вплоть до F4, но, как и ранее, эффективно корректируется приложением профилей.
Наши наблюдения позволяют объяснить причину столь заметной разницы в цене между двумя нашими подопечными. Nikkor 28mm F1.4E ED показывает чемпионские результаты в смысле резкости и детализации даже на максимальном раскрытии, причем как в центре, так и на периферии кадра, что ставит его в ряды безусловных лидеров по качеству изображения в сравнении не только с сегодняшним (менее дорогим) соперником, но и с аналогичными по параметрам оптическими инструментами из арсенала других фотосистем.
Рисунок размытия
Бокэ, то есть рисунок размытия заднего плана, выглядит у обоих объективов почти одинаково приятным.
Nikon AF-S Nikkor 28mm f/1.4E ED
F1,4; 1/160 с; ISO 64
Nikon AF-S Nikkor 28mm f/1.8G
F1,8; 1/160 с; ISO 64
Впрочем, если пристально вглядеться, то при сравнимых параметрах хочется все же отдать предпочтение менее дорогому объективу. Очевидно, даже один лишний асферический элемент (отсутствующий в конструкции Nikkor 28mm f/1.8G), повышая резкость изображения, все-таки ухудшает бокэ. Но эта разница в рисунке между соперниками обнаруживается только при прямом сравнении снимков, сделанных при помощи их обоих. В обычной жизненной ситуации бокэ одинаково удовлетворит фотографа в обоих случаях.
Галерея
Фото, снятые при помощи двух наших сегодняшних героев, мы, как это повелось уже довольно давно, помещаем в галерее тестовых снимков без дополнительных комментариев и указания параметров съемки. Интересующиеся техническими подробностями могут получить полную информацию из Exif, она доступна при загрузке оригиналов фотографий.
Итог
Оба широкоугольных объектива Nikon AF-S с фокусным расстоянием 28 мм предстали перед нами отличными инструментами, обладающими высокой резкостью и малой дисторсией. Они с достоинством выполнят возложенные на них обязанности в самых разных съемочных ситуациях и позволят получить снимки на уровне высоких современных стандартов качества.
Рисунок, микроконтраст, пластика получаемого изображения и особенно структура размытия фона делают наших сегодняшних подопечных желанными инструментами в съемочном наборе профессионалов и энтузиастов фотографии, по-настоящему понимающих толк в высококачественной оптике.
Более дорогой Nikkor 28mm f/1.4E ED останется непревзойденным чемпионом в «команде» производителя и грозным соперником для аналогов из арсенала оптики других фотосистем.
Авторский альбом фотографий Михаила Рыбакова можно полистать здесь: Nikon AF-S Nikkor 28mm f/1.4E ED и 28mm f/1.8G. Отдельно выложен репортаж автора из ГМИИ им. А.С. Пушкина (Москва), снятый Nikon AF-S Nikkor 24mm f/1.4G ED и Nikon AF-S Nikkor 28mm f/1.4E ED: День в музее.
Благодарим компанию Nikon за предоставленные для тестирования объективы и фотокамеру