В Xaрькoвe сoздaли пeрвый укрaинский иoннo-плaзмeнный двигaтeль, кoтoрый "пoбьeт" aнaлoги
Бoлee двуx лeт в Xaрькoвe учeныe изо Нaциoнaльнoгo aэрoкoсмичeскoгo унивeрситeтa им. Жукoвскoгo «Xaрькoвский aвиaциoнный учреждение» сoвмeстнo с aкциoнeрным oбщeствoм FED сoздaвaли иoннo-плaзмeнный двигaтeль, кoтoрый пo свoим xaрaктeристикaм прeвзoйдeт сущeствующиe. Oднaкo, гoвoрят рaзрaбoтчики, этoму прeдшeствoвaли дeсятилeтия тeoрeтичeскиx нaрaбoтoк вузa. A пoкa oпытный oбрaзeц, «сeрдцe» в целях спутникoв и кoсмичeскиx кoрaблeй, испытывaют в нe мeнee уникaльнoй исполнение) стрaны лaбoрaтoрии.
ТAКOГO В КOСМOСE EЩE НEТ
В лaбoрaтoрии плaзмeнныx двигaтeлeй Нaциoнaльнoгo aэрoкoсмичeскoгo унивeрситeтa им. Жукoвскoгo сoвмeстнoe изoбрeтeниe вузa и чaстнoй кoмпaнии нa дaнный мoмeнт испытывaют. Нa спрос, те ли это самые чудо природы-двигатели на столе, ученые, кивая, шутят, точно любят плазму не в меньшей степени жен, а свою разработку лелеяли, словно бы сад, – десятилетиями.
В лаборатории поистине не один ионно-плазменый двигатель, предназначенный для спутников разной низы и энергомощности, но «самый ведущий» – с мая в вакуумной камере, в которой имитируются обстоятельства космического пространства.
Руководитель лаборатории Андрон Лоян уверяет: в этом помещении собрано ни капельки все, что необходимо исполнение) исследования плазменных двигателей.
В вакуумной камере, объясняет умелый, с опытным образцом делают любое то, что с ним может разыгр от момента установки получай космический аппарат и до того времени, временами истечет срок эксплуатации двигателя.
«Сие и ударные нагрузки при перевозке, и ударные нагрузки закачаешься время запуска, влияние околоземной плазмы, сила вакуумного пространства, влияние ионного пучка умереть и не встать время самой работы. Проходит совершенный цикл тепловых, термовакуумных испытаний — радикальным) образом весь комплекс. Аппараты, получи которые ставится двигатель – адски дорогая техника, и она должна заключать наивысший уровень надежности. Следовательно проверка тщательная. Испытания, в сущности, стоят дороже, чем ее самое двигатель», – говорит Лоян.
Аккурат в этом и заключалась основная запутанность для вуза – раскопать финансирование. Ресурс работы двигателя надо быть 15-17 тысяч часов, сие полтора-два года непрерывной работы, а сквозь год испытаний в изделии только и остается найти какой-то дефект, который необходимо устранить, а посему повторить весь цикл испытаний первоначально.
Каждый из двигателей находится нате разном этапе испытаний. Движок, сделанный совместно с АО FED, Лоян называет "малышом, какой-никакой только научился ходить". "А очень хорошо ходить! И хоть «говорить», – смеется бывалый. – Те методики, которые у нас получай сегодня есть, могут значительно сократить время испытаний. Глас идет не об одном ноу-хау, которое я тех) пор (пока(мест) не могу раскрыть – впредь до защиты докторской по этой теме", – говорит Лоян.
Равно как ученый отмечает: для того, (для того удалось сделать за 2-3 возраст такой двигатель, необходимо было в школа 20 лет заниматься исследованиями, а впредь до этого – подготовить специалистов в целях проведения этих исследований. "Гуртом этот процесс начался пока что в середине 1950-х, и только в ту же минуту мы имеем первый ионно-плазменый двигатель, который спроектирован, сделан и испытывается в Украине. В нашем изделии применены ноу-хау, которые получай сегодня не доступны нашим конкурентам. Сие и MSL-преобразование координат, центрально-разнесенный катод, высокий градиент магнитного полина, и это далеко не повально, что дает существенное амелиорация параметров тяги, КПД и ресурса. У нашего двигателя, понятно, вдвое больший ресурс, нежели у любого существующего на планете. Редкостный. Такого двигателя в космосе опять нет", – заявляет Лоян.
Поддерживает ученого собрат из FED. "Двигатель в первый раз запустили в мае 2020 лета, с тех пор он испытывается. Наработано больше 100 часов, и все границы у него не то ась? успешные – рекордные", – говорит замдекана главного конструктора по специальным изделиям АО «ФЭД» Сахно Бочкарев.
СДЕЛАТЬ 50 ДВИГАТЕЛЕЙ В Година
Разработанный двигатель может возиться и на 3, и на 5 кВт, в будущем – сие две отдельные линейки продукции.
Начальник Национального аэрокосмического университета им. Жуковского Николаша Нечипорук подтверждает, что Малороссия уже давно могла бы отпустить свои ионно-плазменные двигатели, так получить такое финансирование через государства на перспективную разработку – фантастически.
«У нас уникальный ансамбль оборудования, сформирована мощная научная училище, но денег на выпуск двигателя у университета, конечно но, нет. Только коммерциализация по (по грибы) счет частной компании позволила продать разработку», – отмечает Нечипорук.
Харьковский движок можно установить на любую космическую технику. Его ассигнование — коррекция орбиты, ориентация спутника, а до сих пор двигатель можно использовать делать за скольких маршевый – для дальних миссий нате планеты или астероиды.
Председатель правления АО «ФЭД» Витя Попов отмечает, что техническое план на разработку двигателя промысел получило, работая с Европейским космическим агентством. В общий с «ХАИ» расчет компания вложила уже сильнее 6 миллионов долларов. «Сие и конструкторская разработка, и работа технологов, и госзакупка и создание специального оборудования. Получи и распишись сегодня наша компания потратила паче 6 миллионов долларов в течение 2,5 возраст. И основные инвестиции, безусловно, нас кроме ждут впереди, поскольку нам должен пройти еще некоторые испытания. А аппаратуры интересах полного цикла испытаний, к сожалению, в Украине легко нет, а в Европе такое техническое оснащение будет стоить нам 10-15 миллионов евро. Вследствие этого сегодня мы работаем с инженерами, учеными института, так чтоб усовершенствовать имеющееся у них техника и провести полные испытания двигателя в Харькове. Рассчитываем, будто это будет стоить пока что около 5 миллионов долларов», – говорит Попов.
Точно по его прогнозу, испытания закончатся в 2022 году. К тому времени, держу пари Попов, у компании уже будут реальные клиентура. Ant. продавцы. Маркетинговая служба над сим уже работает. На ноне больше всего заинтересовались харьковской разработкой Небесная империя, Турция, Германия. И, конечно а, FED хочет продавать свою продукцию Илону Маску. Бери данный момент компания, примирительно американским «правилам зрелище», регистрируется на специальной платформе NASA, воеже иметь возможность предложить двигатели в США.
«Маск трудится надо программой создания 12 тысяч спутников угоду кому) обеспечения устойчивой связи в какой бы то ни был точке мира. В зависимости через мощности спутника, на нем может присутствовать от 4 до 20 таких двигателей. Подумайте, какой это рынок, а страны, которые производят нужную ему продукцию, есть пересчитать на пальцах. Посему у нас хорошие шансы», – улыбается Попов.
Спирт уверяет, что FED готов к полному циклу изготовления двигателей: вперед до 50 штук в годок, а в перспективе – и 100.
Справка. FED – одно изо ведущих частных предприятий Украины, которое специализируется в разработке, производстве, сервисном обслуживании и ремонте агрегатов авиационного, космического и общемашиностроительного назначения. Системы управления полетом производства компании FED имеют ключевое важность для организации безопасности самолетов и вертолетов. Окрест 90% произведенной продукции экспортируется. Братия работает на рынках Китая, Южной Кореи, Канады, Турции, стран Европы.
Общенациональный аэрокосмический университет им. Жуковского «Харьковский воздухоплавательный институт», основанный в 1930 году, выпускает специалистов в области разработки и производства авиационной и космической техники. Прошлое вуза тесно связана с развитием авиационной техники и науки в Советском Союзе. Самолеты, разрабатывавшиеся в конструкторском совет «ХАИ», изготавливались сериально на авиационных заводах.
Иулия Байрачная, Харьков
Фото Вячеслава Мадиевского