Этот материал — не коктейль Молотова, не вброс, разжигающий по-новой бесконечный холивар на тему »что лучше: ПК или приставка? » Конечно, ПК лучше! Каждый самостоятельно выбирает свой путь. Игровая консоль — это действительно удобный поставщик развлечений для всей семьи. Иначе бы они не продавались десятками миллионов штук. Однако той же функциональностью, —, а именно играми с геймпадом перед телевизором да на диванчике — обладает и обыкновенный десктоп. Необходимо лишь правильно его приготовить. Задача облегчена тем, что почти год Valve и ее партнеры-сборщики официально продают так называемую Steam Machine. За оригинальным названием скрывается обычный компьютер, внешне схожий с приставкой, на котором предустановлена операционная система SteamOS (специальная оболочка, «натянутая» на Debian 8), а в комплекте с ним идет беспроводной Bluetooth-«джойстик» Steam Controller. Компанию в этом вопросе в жадности не уличишь. Любой пользователь может самостоятельно инсталлировать SteamOS, а также отдельно приобрести «паровой» контроллер. Так что заодно выясним, что за сервис предлагает Гейб. И удобно ли им пользоваться.
Как консоль
Ferra.ru продолжает свою просветительскую деятельность. В кризисные времена, когда любой возможностью сэкономить надо пользоваться, самостоятельный сбор компьютера (любого, не только игрового) — это то, что руководитель тестовой лаборатории прописал. Доказательство — ниже. Я уже приводил общие принципы самосбора. Думаю, новичкам этот материал будет полезен. Никогда не собирали сами? Попробуйте! Это интересно. И все же я являюсь сторонником творческого подхода к делу, так как системный блок — это не просто металлический ящик с комплектующими, к которому подключены монитор, мышь и клавиатура. Поэтому вскоре у нас на сайте вышел материал, посвященный сборке компактного, но мощного десктопа. И красивого. Сегодняшний материал — из той же оперы. Правда, есть некоторые нюансы.
Первый из них. Если мы говорим об игровом компьютере для гостиной комнаты, то он должен выглядеть соответствующим образом. Sony и Microsoft задали планку со своими «видеомагнитофонами». Среди железячников подобный типоразмер называют Slim-desktop. Внешне эти корпуса очень напоминают PlayStation и Xbox.
Игровой компьютер размером с консоль — это реально!
Для игрового компьютера в гостиную комнату вполне подойдут и баребоны, и мини-башни. Но лучше всего Slim-desktop. Потому что такой компьютер легко спокойно поместится под телевизором. На тумбе, например.
К счастью, есть из чего выбрать. Самым лучшим «консольным» проектом подобного типоразмера я считаю Dr Zaber Sentry. Этот корпус при поддержке заинтересованного сообщества разработал один польский энтузиаст. И это главная проблема данного устройства. Выпущено единичное количество кейсов. Финальной версии до сих пор нет. Остается только подписаться на почтовую рассылку и ждать (заодно и надеяться) выход Sentry в открытую продажу.
Dr Zaber Sentry в сравнении с PlayStation 4 и Xbox One
Есть еще интересные модели. NCASE M-1 и Dan Cases A4-SFX хороши, но проблемы — те же. Поэтому давайте остановим свой выбор на корпусах, которые продаются в российской рознице. Самые популярные — это Fractal Design Node 202 и SilverStone RVZ01/RVZ02. Шасси в этих моделях построено по одно принципу. Железо крепится к одной стенке в одной плоскости. Поддерживаются полноформатные игровые видеокарты, но используется гибкий рейзер для слота PCI Express x16.
Как видите, на базе современных Slim-desktop-корпусов действительно легко собрать компактную игровую систему. Приведу элементарный пример. По объему мощный компьютер в «коробке от видеомагнитофона» уступит любой современной приставке. Что вполне прогнозируемо, так как размеры комплектующих предопределены.
№
Название
Размеры
Объем
8
SilverStone RVZ01/RVZ02
105×382х350 мм
14 л
7.
Fractal Design Node 202
82×377х330 мм
10,2 л
6.
Dr Zaber Sentry
66×340х310 мм
7 л
5.
Xbox One
80×343×263 мм
7 л
4.
PlayStation 4 Pro
55×327×265 мм
4,8 л
3.
PlayStation 4
53×305×275 мм
4,5 л
2.
Xbox One S
51×295х228 мм
3,4 л
1.
PlayStation 4 Slim
39×288х265 мм
2,9 л
На фотографии выше красным выделена зона для установки материнской платы, зеленым — блока питания, оранжевым — накопителей, голубым — видеокарты. Для успешного проведения операции «игровой компьютер для гостиной, или Steam Machine своими руками» нам необходимо выяснить четыре вещи:
- Узнать максимальную высоту процессорного кулера, который поместится в корпус.
- Узнать длину и форм-фактор блока питания.
- Узнать типоразмер накопителя.
- Узнать максимальную длину видеокарты, которая поместится в корпус.
От полученной информации зависит конечные характеристики нашего будущего «парогенератора». Об этом поговорим далее.
Выбор комплектующих
Для сборки «убийцы консолей» я решил взять корпус покомпактнее — Fractal Design Node 202. Модель всем хороша: шасси продуманное, основные воздуховоды оснащены пылесборными фильтрами. Огорчает только, что часть конструкции выполнена из пластика. С другой стороны, все современные игровые приставки тоже далеко не металлические.
На официальной страничке SteamOS сказано, что для установки операционной системы необходимы любой 64-битный процессор AMD или NVIDIA, накопитель объемом 200 ГБ и больше, 4 ГБ оперативной памяти, любая видеокарта NVIDIA GeForce или ATI/AMD Radeon не старше 8500-й серии. Современное железо поддерживает так точно.
Корпус в силу своих размеров поддерживает исключительно материнские платы форм-фактора mini-ITX, исключительно 2,5-дюмовые накопители (в размере двух штук) и исключительно блоки питания типоразмера SFX. Подобное ограничение, что неудивительно, накладывает определенное ограничение на бюджет. На том же блоке питания сэкономить не получится.
Так как мы собираем игровой компьютер, то нам потребуется матплата с интерфейсом PCI Express x16. Для сборки я использовал модель ASUS Z170I PRO GAMING, но такое продвинутое устройство необходимо лишь в случае разгона центрального процессора. Вполне подойдут материнки уровня ASRock H110M-ITX/ac, GIGABYTE GA-B150N Phoenix-WIFI или MSI B150I GAMING PRO AC. Хочется, чтобы к компьютеру в гостиной подключалось всего два провода: кабель блока питания и HDMI от телевизора. Поэтому предлагаю материнки с уже встроенным беспроводным модулем Wi-Fi. Все платы имеют схожу компоновку элементов на плате. Они отлично подходят для сборки в корпусе Node 202.
Выбрать процессор тоже просто. Для Steam Machine средней руки я взял самый дешевый четырехъядерник, то бишь Core i5–6400 (обзор). Под нагрузкой все четыре ядра процессора работают на частоте 3,1 ГГц. И этого достаточно, чтобы прокачать видеокарту уровня GeForce GTX 1060 6 ГБ (обзор). Кстати, в PlayStation 4 Pro, которая обещает гейминг в 4K, (которого, ясное дело, не будет), используется низкочастотная вариация чипа Polaris 10. Того самого, который лег в основу Radeon RX 480 (обзор).
Более бюджетный вариант процессора, двухъядерный Core i3–6100, тоже подойдет. Но Core i5–6400 в играх проявляет себя лучше. С охлаждением Skylake вполне справится и боксовый кулер. Это самый бюджетный вариант. Если же планируется разгон, то лучше взять охлаждение уровня Thermalright AXP-100 или Scythe Big Shuriken 2 Rev.B с несколькими теплотрубками. Их высота составляет 58 мм. В Node 202 можно установить кулер высотой до 56 мм. Однако практика показывает, что крышка корпуса закроется. Я для сборки использовался Noctua NH-L9I — компактный, бесшумный. Так как систему используем только для развлекательного контента, то такое охлаждение справится даже с Core i7–6700.
Остается взять память. Вот Battlefield 1 для ультра-настроек требуется больше 8 ГБ. Следовательно, для игр берем 16 ГБ. Как раз у любой mini-ITX-платы в наличии два слота DIMM.
Платформа готова. Процессор, кулер и оперативную память инсталлируем заранее.
Node 202 поддерживает установку блоков питания типоразмера SFX. Это такие маленькие крохи. В продаже, кстати, есть вариация с предустановленной «кормушкой» на 450 Вт. Главная особенность: максимальная длина блока не должна превышать 130 мм. SFX-устройств в продаже не очень много. Большой популярностью пользуются модели от Corsair. И есть за что. Они поддерживают стандарт 80 PLUS Gold и имеют полностью модульный менеджмент кабелей, что пригодится при сборке мощной игровой системы в столь стесненном корпусе. Провода — плоские. Это еще один плюс. В продаже есть модель мощностью 600 Вт, но даже для системы с Core i7–6700K, одной GeForce GTX 1080 и парой накопителей хватит блока на 450 Вт. Его и установили.
В новых PlayStation и Xbox уже используются жесткие диски объемом 1 ТБ. Понимаю, хочется SSD, чтобы операционная система и игры загружались за рекордно короткое время. К тому же платы под чипы Skylake оснащены слотами M.2. Использование накопителей подобного форм-фактора — это весьма практично. Не надо прокладывать минимум два кабеля. И все же нам для Steam Machine нужен объем, так как установка 10–15 игр спокойно «отъест» 500–700 ГБ свободного места. Идеальный вариант в нашем случае — это гибридный жесткий диск. Он же SSHD. Загрузка операционной системы и наиболее часто используемых программ ускорится. Стоит терабайт таких данных гораздо меньше, чем аналогичный объем в «твердом теле». Выбор пал на 2,5-дюймовый жесткий диск WD Blue SSHD WD10J31X (обзор).
В Node 202 корзина для накопителей реализована необычным образом. Она съемная, по краям можно установить два 2,5-дюймовых устройства.
Самое главное в случае со Steam Machine — это возможность установить мощную дискретную видеокарту. Как вы сами понимаете, мощная дискретная видеокарта в большинстве случаев габаритная. Node 202 поддерживает установку двухслотовых адаптеров длиной до 310 мм и высотой до 145 мм. Например, сюда вполне поместится MSI GeForce GTX 1080 GAMING X 8G (обзор) со своими 220×140×42 мм. Чтобы видеокарта не прогибалась, в конструкции Node 202 предусмотрено специальное поддерживающее колено.
На мой взгляд, для комфортного гейминга на высоких/максимальных настройках качества графики в разрешении Full HD вполне достаточно адаптера уровня GeForce GTX 1060 6 ГБ или Radeon RX 480 8 ГБ. Для подобных систем лучше брать 3D-ускоритель с кулером турбинного типа. Такая конструкция системы охлаждения целиком выталкивает нагретый воздух за пределы корпуса.
В Node 202 видеокарта используется при помощи двух переходников PCI Express x16. В некоторых других корпусах используется гибкий рейзер.
Приведу пример сборки подобного компьютера. Сюда же включим беспроводной контроллер, чтобы полностью соответствовать требованиям «диванного» гейминга. Для Steam Machine это может быть любой беспроводной геймпад. Например, Microsoft Xbox One Wireless Controller (4700 руб.), но лучше — Steam Controller. Тем более, что он теперь официально продается в России. Цена, правда, конская — 6000 рублей.
Пример сборки без учета стоимости контроллера
Сборка ПК
Говорил, говорю и буду говорить: в сборке компьютера самое сложное — это подбор комплектующих. Остальное — исключительно дело техники. Сейчас я не рассматриваю действительно трудозатратные случаи с организацией нескольких контуров кастомной СВО в одной системе. С железом мы разобрались. Осталось только потратить 30 минут своего драгоценного времени, чтобы превратить процессор, плату, видеокарту и остальные устройства в прекрасную консоль.
В случае с Node 202 сначала лучше закрепить на своих местах материнку (с уже предустановленными процессором, кулером и оперативной памятью), блок питания и жесткий диск. Следом сразу же прокладываем кабель-удлинитель для блока питания. Без него никак. Затем подключаем к плате органы управления и интерфейсы, расположенные на передней панели. Далее проводим питание — это четыре провода. Один 24-пиновый для материнской платы, один 8-пиновый для центрального процессора, один 6-пиновый для видеокарты и SATA для жесткого диска. На днище корпуса предусмотрены специальные проушины. Крепим к ним провода при помощи нейлоновых стяжек. Так, чтобы они не мешали циркуляции воздуха. Остается только подключить SATA-кабель к материнской плате и нашему SSHD, а также закрепить видеокарту при помощи Г-образного жесткого переходника. Все, Steam-машина готова! Заводим!
SteamOS и сочувствующие
Подробное описание установки SteamOS находится здесь. У меня получилось инсталлировать операционную систему с первого раза, однако в Сети довольно много гневных постов по поводу того, что постоянно возникают проблемы. Повторюсь, SteamOS — это оболочка, надстроенная поверх Debian 8. В Valve люто обожают Linux и OpenGL в частности. Только вот разработчики предпочитают консоли и Windows. Из серьезных проектов в магазине найдете разве что… XCOM 2. В остальном — инди и старые хиты.
Я честно просидел на SteamOS две недели. Поиграл в любимые хиты прошлых лет. Перепрошел Divinity: Original Sin в предвкушении скорого выхода второй части. Но затем началось beta-тестирование Battlefield 1, вышла долгожданная Deus Ex: Mankind Divided, да и расставаться с Темерией, Скеллиге и Туссентом на столь продолжительное время оказалось очень сложно.
К чему это я? Зачем появилась SteamOS, мне понятно. В бедных странах она позволяет полностью обойтись без операционной системы Windows, которая никогда не была бесплатной. Какая-никакая, но экономия. Режим Big Picture игрового клиента Steam практически не отличается от Linux-версии. Поэтому в случае с действительно мощной конфигурацией есть смысл использовать именно его. Во-первых, нам доступны все игры. Во-вторых, под рукой всегда свежие драйверы для видеокарты. Оптимизация решает. Именно поэтому очень часто производительность в SteamOS ниже, чем в Windows.
SteamOS есть смысл установить на относительно медленную (и недорогую) машинку. Распаковать любимые старенькие игры и ностальгировать вечерами перед телевизором
Контроллер мне понравился. Те, кто привык играть на геймпаде Xbox или PlayStation, очень быстро подружатся со Steam Controller. Если игра оптимизирована под управление контроллером, то никаких проблем не возникнет. В остальных случаях придется перенастраивать клавиши в настройках. В GTA V — великолепно. В The Witcher III — отлично. В Icewind Dale… есть настройки от энтузиастов, которые всегда можно загрузить и пользоваться ими. Поэтому играть со Steam Controller в старые неоптимизированные под это дело игры не так уж и больно.
Притирка к SteamOS продолжается. Но первое впечатление именно о Linux-версии осталось смазанным. Впрочем, проблема завышенных ожиданий — это только моя проблема.
Тестирование
Собранная мной система стабильно работает по сей день. Steam-машина используется исключительно для развлечений: игр и просмотра видео в Сети и с внешнего накопителя. Под нагрузкой собранный компьютер работает очень тихо. На расстоянии метра шумомер зафиксировал всего 39 дБ. PlayStation 4 работает заметно громче.
В стресс-тесте AIDA64, нагружающим все компоненты системы разом, центральный процессор прогрелся до 58,3 градусов Цельсия (самое горячее ядро — 62 градуса Цельсия), видеокарта — до 81 градуса Цельсия (на семь градусов больше, чем на открытом стенде), жесткий диск — до 55 градусов Цельсия (вполне рабочий показатель).
Производительность GeForce GTX 1060 в разрешении Full HD известна. Это стабильные 60 FPS в большинстве игр на максимальных настройках качества графики. Какой фреймрейт у современных консолей и в каком разрешении — это уже давно несмешная шутка. Считаю, что цель выполнена.
Производительность собранной системы в играх в разрешении Full HD
В заключение
Надеюсь, я наглядно показал, что собрать игровой компьютер для гостиной комнаты и использовать его взамен консоли — это наипростейшая задача. Как говорится, было бы желание. Любая сборка ПК начинается с грамотного подбора комплектующих. Когда все железо отобрано и совместимо, наступает время расчехлять нейлоновые стяжки.
SteamOS понравится любителям стареньких игр. Тем, кто не желает пропускать блокбастеры, лучше использовать Windows-надстройку Big picture. В любом случае аргумент, что «пекари не могут играть, распластавшись на диване» уже давно — не аргумент. Границы между ПК и консолями стираются все сильнее и сильнее.