В уже знакомую нам по корпусу KL05 серию Kublai, которую компания SilverStone Technology характеризует как «высокопроизводительные корпуса башенного типа», в настоящее время входит четыре модели. Мы рассмотрим самую свежую на сегодняшний день — Kublai KL07, которая была анонсирована в сентябре прошлого года.
Корпус имеет индекс SST-KL07B, и читатель, уже встречавшийся с принятой у данного производителя системой обозначений, сразу поймет: цвет черный, окна в левой боковой стенке нет. Пока это единственный вариант, хотя для других корпусов Kublai выбор предлагается хотя бы в плане наличия окна — цвет у других представителей серии тоже только черный.
У KL05 есть еще одна модификация, отмеченная буквой «Q» — со сниженным уровнем шума. В KL07 соответствующие конструктивные решения также заложены, но такой буквы в индексе нет, поскольку сама модель позиционируется как имеющая «поразительные показатели тишины» (цитата из русскоязычного раздела официального сайта).
Внешнее оформление, как и у прочих представителей серии, очень скромное: плоские панели, прямые углы, переходы без скруглений. Из украшений есть только неширокие ряды полосок на передней и верхней панелях, даже логотип компании в данном случае не серебристый, а черный, и выделяется лишь фактурой — гладкие символы на чуть шероховатом фоне остальной панели. Однако шероховатость эта незначительная, она лишь делает поверхности матовыми, а от отпечатков рук спасает плохо.
Упаковка стандартная для очень многих корпусов SilverStone: обычный картон с монохромным оформлением, на боковых поверхностях коробки есть прорези для захвата руками.
Комплектация даже не спартанская, а попросту бедная: только немного крепежа, нет даже ставших привычными в самых бюджетных корпусах одноразовых стяжек для кабелей, не говоря уже о «пищалке» для системной платы. Правда, имеется переходник на шестигранник для крестовой отвертки, который поможет установить стойки системной платы. Инструкция — сложенный вчетверо лист А4 со скупыми пояснениями на разных языках и малоразборчивыми иллюстрациями, зато сама бумага плотная и с фактурой.
Компоновка
Хотя в целом компоновка вполне обычная для корпусов такого типа, есть и решения, которые встречаются достаточно редко. Прежде всего, это разделение внутреннего объема корпуса на две части с помощью Г-образной перегородки, и даже не пластиковой, а металлической. Разделение получается полным: перегородка проходит от передней до задней стенки шасси.
В нижней части, как водится, будет располагаться блок питания, в верхней — системная плата и карты расширения.
Накопители распределяются между обеими частями: в нижней есть поперечно установленная стойка, рассчитанная на три HDD/SSD любого из двух типоразмеров, а в верхней предусмотрены еще три места для крепления 2,5-дюймовых накопителей за основанием системной платы, ближе к лицевой панели.
Другая особенность корпуса продолжает тенденцию, уже ставшую чуть ли не правилом в современных корпусах: отказ от слотов для 5,25- и 3,5-дюймовых устройств с выходом на лицевую панель. Мы уже не раз комментировали плюсы и минусы такого решения, поэтому скажем лишь, что в данном случае отсутствие подобных слотов не позволит увеличить максимальное количество устанавливаемых дисков — их будет не больше шести, причем 3,5-дюймовыми могут быть только три.
С другой стороны, отсутствие таких слотов, равно как и расположенная внизу невысокая дисковая стойка, дают простор для выбора видеокарт и других плат расширения: их максимальная длина по нашему замеру составляет 383 мм, по данным производителя 388 мм, а у современных видеоадаптеров этот параметр если и превышает 30 см, то редко больше чем на 5–10 миллиметров.
Панель управления разделена на две части. В верхнем левом углу фронтальной панели расположены (сверху вниз) кнопка Power, синие светодиодные индикаторы включения и дисковой активности, кнопка Reset. Как раз в этом месте проходит то самое украшение передней панели, которое мы упоминали — вертикальный ряд из нескольких узких полосок, которые нанесены и на поверхность кнопок, поэтому приходится приглядеться, чтобы заметить их,.
Для нажатия особого усилия не требуется, но кнопка Power имеет некоторый свободный ход, предотвращающий срабатывания от случайного прикосновения, а для Reset еще и форма выбрана соответствующим образом: подушечкой пальца до срабатывания точно не нажмешь.
Отдельно вынесены порты, которые расположены параллельно правой кромке верхней крышки, ближе к лицевой панели. Надо особо отметить, что среди них есть пока еще редко встречающийся в корпусах разъем USB Type-C, он самый ближний к фронтальной части. За ним находятся пара разъемов USB 3.0 и два аудиопорта.
Кнопки и индикаторы будет одинаково удобно использовать при размещении компьютера и на столе, и на полу, а вот с подключениями ситуация хуже: при настольной установке немалая высота корпуса не позволит сидящему рядом оператору, даже если он выше среднего роста, видеть порты корпуса. К тому же разъемы USB 3.0 расположены с зазором всего в 7 мм, что помешает одновременному подключению в них широких устройств.
Конструкция
Размеры корпуса 508×222×467 мм (В×Ш×Г, включая выступающие элементы). Он рассчитан на установку системных плат до ATX включительно.
Ножки невысокие, около полутора сантиметров, оснащены амортизирующими наклейками из довольно толстой резины.
Ширина корпуса немного больше, чем обычно бывает у miditower, причем указанное значение относится ко всему объему — каких-то выступающих частей по бокам нет. Зато отсутствие вентиляционных отверстий слева и справа позволит ставить будущий компьютер в узкую нишу или вплотную к вертикальной поверхности.
В конструкции в основном используется сталь толщиной 0,7 мм, основание системной платы чуть толще — 0,75 мм, а Г-образная перегородка немного тоньше: 0,65 мм. Поэтому жесткость и шасси, и боковых крышек (особенно с учетом отсутствия в них окон и других отверстий) получилась вполне приемлемой, а корпуса в целом и еще более высокой, во многом благодаря наличию пластиковых панелей спереди и сверху. И это при не самом большом весе — всего 7,8 кг нетто.
Накопители в трехместную стойку устанавливаются с помощью салазок, ничем принципиально не отличающихся от тех, что мы видели в других корпусах и SilverStone, и других производителей. Доступ к стойке открывается справа — с другой стороны его закрывает вертикальная часть перегородки, а саму стойку можно переставить.
Правда, возможные места для ее установки выбраны несколько странно. При поставке она находится на расстоянии около 6,5 см от передней плоскости шасси — вероятно, такой зазор оставлен с прицелом на достаточно толстый радиатор системы жидкостного охлаждения.
Поскольку блок питания расположен со стойкой в один ряд по глубине корпуса, то для него (и выходящих из его задней стенки кабелей) остается 23 см. Казалось бы, логично предусмотреть сдвиг стойки вперед, ближе к лицевой панели, однако сделано наоборот: ее можно лишь придвинуть к БП на 43 мм — именно так расположены имеющиеся крепежные отверстия. Но размещать при этом между стойкой и передней плоскостью шасси ничего не предполагается, смысл перемещения стойки иной, об этом расскажем ниже.
Теперь о мерах по снижению шума.
Боковые крышки, а также пластиковые верхняя и лицевая панели изнутри оклеены материалом, напоминающим губчатую резину. Его поверхность не плоская, она похожа на всем известную решетку для яиц, и толщина в максимуме может достигать сантиметра.
Конечно, толстая звукоизоляция — это хорошо, но она, например, сокращает место для процессорного кулера: его максимальную высоту производитель определяет в 163 мм от поверхности процессора до шумопоглощающего материала.
Еще одно противошумное решение — минимальное количество наружных отверстий, но и тут не обойтись без противоречий, на этот раз с потребностями отвода тепла и системы вентиляции, к описанию которой мы и переходим.
Система вентиляции
В штатное оснащение корпуса входят три 140-миллиметровых вентилятора без подсветки, для их подключения используются стандартные трехконтактные разъемы.
Расположение вполне обычное: два фронтальных нагнетающих и один задний вытяжной. Но вот способ установки передних вполне оригинальный — они закреплены на съемной рамке, которая справа фиксируется выступами, а слева парой винтов с накатными головками. То есть для удаления обоих этих вентиляторов — например, при установки радиатора СВО — достаточно будет открутить всего два винта.
Причем место для такого радиатора вовсе не ограничено удвоенным размером вентилятора, то есть 280 мм: в горизонтальной части перегородки возле передней панели есть крышка, после снятия которой радиатор сможет занимать практически всю высоту внутреннего объема шасси.
Передние вентиляторы обслуживают только верхнюю часть корпуса и совершенно не затрагивают дисковую стойку, но опустить их вместе с рамкой вниз не получится даже после удаления крышки в перегородке.
Правда, вентиляторы можно крепить и непосредственно на передней плоскости шасси, без всякой рамки, причем не только 140-, но и 120-миллиметровые (рамка, кстати, тоже на них рассчитана). А посадочные места позволяют установить и три вентилятора, причем нижний как раз будет работать на дисковую стойку, в боковых поверхностях которой предусмотрены соответствующие отверстия.
Но в дополнение к двум 140-миллиметровым вентиляторам, установленным с помощью рамки, можно поставить лишь модель меньшего размера. Если же хочется поставить три вентилятора по 140 мм, то это можно будет сделать только без рамки, с креплением на переднюю панель шасси. И, конечно, придется удалять крышку в перегородке.
Есть и другие возможности модернизации системы вентиляции. Так, на верхней плоскости шасси можно установить два 120/140-миллиметровых вентилятора, а штатный задний заменить на 120-миллиметровый.
И, конечно, можно использовать системы жидкостного охлаждения. Очевидно, съемная крышка в перегородке сделана прежде всего для установки радиатора длиной более 280–290 мм.
Несколько слов о внешних отверстиях, через которые будут проходить потоки воздуха. Собственно, их очень немного — сказывается нацеленность на создание компьютера с малым уровнем шума. Фронтальная и верхняя пластиковая панели на боковых поверхностях имеют ряды прорезей, к которым изнутри подходят пластинчатые направляющие, по замыслу производителя призванные «минимализировать и перенаправить звуковые волны» (вновь цитируем официальный ресурс).
Возможно, с точки зрения звуковых волн это и хорошее решение — оценить именно его влияние на шумность мы всё равно не можем, поскольку замеры проводим для корпуса в целом, но вот с точки зрения воздухообмена, а соответственно и отвода тепла, это явно не самый оптимальный вариант. Тем более, что суммарная площадь этих прорезей невелика, а других отверстий практически нет, кроме разве что перфорации в заглушках слотов расширения.
Переходим к системе фильтрации.
Самый удобный в плане обслуживания фильтр закрывает отверстия на месте установки блока питания: это пластиковая рамка с капроновой сеткой, которая извлекается снаружи движением назад. Удерживается она штампованными выступами в днище корпуса, а фиксируется защелкой.
Есть и еще один фильтр, конструктивно сделанный иначе: тонкий лист пластика с мелкими отверстиями, который по периметру оснащен магнитами. Это тоже неплохое решение, вот только штатно этот фильтр находится на месте установки опциональных верхних вентиляторов.
Но ведь эти вентиляторы обычно ставят вытяжными, чтобы они не препятствовали, а помогали естественной конвекции, и верхний фильтр нужен лишь для предотвращения попадания пыли при выключенном компьютере. Однако в данном случае боковое расположение отверстий в верхней крышке само по себе не даст мелким частичкам падать внутрь корпуса, и этот фильтр будет лишь еще одним препятствием для потока воздуха.
А вот фронтальные вентиляторы фильтра лишены вообще, что еще менее логично: они-то как раз устанавливаются как нагнетающие. Конечно, фильтр можно переставить с верхней плоскости шасси на переднюю, но он будет закрывать лишь два вентилятора из трех.
И в любом случае доступ к фильтру легким и быстрым не назовешь: потребуется снять соответствующую крышку, верхнюю или переднюю.
Штатного контроллера частоты вращения вентиляторов в KL07 нет, как нет и возможности установки реобасов в отсеки с внешним доступом, поэтому подключать вентиляторы придется либо к системной плате, либо к блоку питания через отдельно приобретаемые переходники, или же к современным контроллерам вентиляторов, которые не требуют для своего размещения, отсеки с внешним доступом.
Сборка системного блока
Боковые стенки крепятся системой пазов и гребенок, а фиксируются парами винтов с накатными головками. На торцах есть штампованные выступы для захвата, и жесткость стенок достаточно велика, чтобы при установке не возникало перекосов.
Блок питания крепится винтами к задней стенке. На днище есть выступы, помогающие правильно позиционировать его при установке, но каких-то амортизаторов, даже в виде тоненьких наклеек, на них нет, что довольно странно для корпуса, для которого заявлены «поразительные показатели тишины».
Ориентировать БП лучше вентилятором вниз; конечно, не исключена и установка вентилятором вверх, но зазор между верхней стенкой блока питания и горизонтальной частью перегородки всего около двух сантиметров, и при значительном тепловыделении это может не обеспечить нормальное охлаждение.
Заглушки в отверстии портов ввода-вывода системной платы, которую нужно выламывать, нет. Заглушки в слотах карт расширения многоразовые, но способ их крепления не очень понравился: они прижимаются единой планкой, которая снаружи закрепляется двумя винтами, и после удаления планки все семь заглушек попросту выпадают. Правда, есть возможность и индивидуального крепления винтами, что особенно актуально, например, при установке габаритных и тяжелых видеокарт.
Стойки для системной платы надлежит устанавливать сборщику, эту задачу облегчит упоминавшийся нами переходник на шестигранник для крестовой отвертки, который есть в комплекте.
В области процессора подложка системной платы имеет большой вырез, который позволит установить или демонтировать некоторые типы кулеров без снятия самой платы.
Внешние разъемы корпуса подключаются экранированными кабелями с монолитными коннекторами, для аудио предусмотрено только подключение HD Audio, а порты USB подключаются к внутренним разъемам системной платы.
Чтобы провода и кабели можно было спрятать за подложкой, в ней предусмотрены два больших и сильно вытянутых отверстия, оснащенных резиновыми заглушками с разрезными лепестками. В горизонтальной части перегородки тоже есть подобное отверстие, но поменьше и без заглушки.
Штатные кабели корпуса закреплены двумя многоразовыми стяжками-липучками, для всех прочих придется либо обходиться этими же стяжками, либо изыскивать что-то в своих запасах для крепления к имеющимся штампованным ушкам.
Каждая из пластиковых панелей, лицевая и верхняя, крепится шестью цилиндрическими защелками, по три с каждой стороны. Их полному снятию не мешают никакие провода: кнопки/индикаторы спереди и внешние разъемы вверху имеют собственные основания, закрепленные на шасси.
Дисковая стойка — это не цельная конструкция, а пара боковых стенок, закрепляемых независимо одна от другой. Естественно, крепить каждую требуется с двух сторон: снизу парой винтов к днищу (доступ к их головкам снаружи) и еще двумя к горизонтальной части перегородки. Причем в штатной позиции передняя стенка стойки верхней частью попадает на съемную крышку перегородки и оказывается незакрепленной при удалении этой крышки, что как раз и потребует переместить дисковую стойку.
Конечно, открутить и потом вновь закрутить восемь небольших винтов — не слишком сложная задача, но для блока питания останется менее 19 сантиметров. У большинства имеющихся на рынке БП длина обычно не превышает 14–16 см, то есть такого расстояния будет достаточно, но укладывать выходящие пучки проводов будет очень неудобно.
Салазки в стойку вставляются справа — как мы говорили, доступ с другой стороны перекрыт вертикальной стенкой перегородки. Фиксация осуществляется защелками, которые освобождаются нажатием на выходящие наружу ручки салазок, предназначенные еще и для удобства извлечения. Дополнительного крепления винтом не предусмотрено, да в нем и нет особой необходимости.
3,5-дюймовые накопители в салазках крепятся боковыми штифтами, оснащенными небольшими резиновыми прокладками для амортизации, а модели размером 2,5″ крепятся винтами снизу, причем есть два варианта установки — ближе к наружному краю салазок или дальше от него.
Расстояние до правой стенки позволит использовать SATA-кабели как с прямыми, так и с Г-образными коннекторами.
Дополнительные 2,5-дюймовые места за основанием системной платы организованы своеобразно: это своего рода контейнеры, которые не извлекаются целиком, а могут поворачиваться на угол около 20° вокруг своей кромки, находящейся дальше от лицевой панели, чтобы можно было вставить накопитель — без поворота этому помешает фронтальная плоскость шасси.
Передние кромки контейнеров крепятся защелками, входящими в выступающие из основания ушки. Скорее всего, сборщику эти ушки придется подогнуть в ту или другую сторону: в нашем экземпляре для двух из трех контейнеров и фиксация, и освобождение были затрудненными.
Но в целом способ крепления 2,5-дюймовых SSD/HDD нам понравился. Надо только учитывать, что для их подключения нужны кабели с прямыми коннекторами, а при извлечении диска эти кабели нужно отключить до поворота контейнера.
Да и сам корпус сделан довольно аккуратно; в частности, каких-то элементов, о которые можно повредить руки при сборке, мы не нашли.
Измерение уровня шума
Измерение уровня шума проводится в соответствии с нашей методикой при помощи шумомера Октава 110А-Эко в звукоизолированной комнате с типичным уровнем шума 20 дБА. Во время измерения все электроприборы в комнате отключаются.
Для регулирования напряжения питания вентиляторов использовался автономный управляемый преобразователь.
Производительность системы охлаждения корпуса изменяется в довольно широких пределах в зависимости от напряжения питания вентиляторов. Субъективно этот параметр позволяет оценить уровень шума, который находится в диапазоне от 20,5 до 37 дБА при снятой передней панели и напряжении питания от 5 до 12 В.
В собранном корпусе уровень шума системы охлаждения изменяется от 19 до 32 дБА при расположения микрофона в ближнем поле. В типовом диапазоне регулирования напряжения 7—11 В шум изменяется от очень низкого (22,5 дБА) до пониженного (30 дБА) уровня относительно типичных значений для жилых помещений в дневное время суток.
Режим
Настольное размещение
Напольное размещение
12 В
32 дБА
26 дБА
5 В
19,5 дБА
19 дБА
При большем удалении корпуса от пользователя и размещении его, к примеру, на полу под столом шум можно будет охарактеризовать как минимально заметный при работе вентиляторов на минимальных оборотах, а при работе на максимальных — как пониженный для жилого помещения в дневное время суток.
Ослабление шума от источника внутри корпуса, в случае измерения со стороны передней панели, находится на среднем уровне для решений со сплошными стенками.
К качеству вентиляторов субъективно особых претензий нет: звуки неаэродинамического происхождения у них минимальны и не обращают на себя особого внимания, то есть никакого стука, свиста и прочих раздражающих звуков у данного экземпляра замечено не было.
Основная претензия к системе охлаждения заключается в отсутствии штатной возможности регулировки скорости вращения всех комплектных вентиляторов, так как контроллер в корпус не установлен, а найти плату с тремя разъемами питания корпусных вентиляторов может быть непросто.
Цены
На момент написания обзора нам не удалось найти предложений корпуса SilverStone KL07 в российской рознице, а в иностранных интернет-магазинах разброс цен был очень уж велик: от $85 до $109 и даже больше.
Позиционирование и выводы
Очень сложно оценивать изделие, не зная более-менее точно его цены: многое из того, что вполне простительно бюджетным образцам, нельзя считать допустимым в моделях из среднего и особенно верхнего ценового сегмента.
Но прочие корпуса серии Kublai позиционируются как недорогие, будем считать, что это относится и к SilverStone KL07, а потому оцениваем его с соответствующей точки зрения.
Главная необычность SilverStone KL07 — наличие внешнего порта USB Type-C, что пока является редкостью и для дорогих корпусов. Насколько он востребован сейчас, сказать сложно, но ведь корпуса покупаются не на один день, и порой могут пережить смену нескольких системных плат, особенно у частных владельцев. Поэтому считаем это существенным плюсом.
Корпуса, предназначенные для создания компьютеров с минимальным уровнем шума, нам встречались не раз, и всегда надо учитывать, что меры по снижению шума входят в противоречие с потребностями теплоотвода. Конечно, для конфигураций средней производительности вполне достаточно и штатных возможностей KL07, для более мощных компьютеров можно поставить как дополнительные вентиляторы, так и СВО, а системы с крайне высоким выделением тепла в подобном корпусе вряд ли кто-то будет собирать.
Во всем прочем корпус оснащен вполне стандартно, разве что набор ЗИПа откровенно бедный, но с этим вполне можно смириться. А вот отношение к отсутствию 5,25- и 3,5-дюймовых слотов с выходом на лицевую панель будет определять потенциальный покупатель, исходя из собственных потребностей.
То же касается и внешнего вида: кому-то строгий экстерьер корпуса вполне понравится, а у кого-то мнение может быть диаметрально противоположным.
В системе фильтрации странным выглядит наличие верхнего фильтра при отсутствии фронтального (напомним: попадание пыли сверху исключается самой конструкцией верхней крышки). Есть и еще один спорный момент: проводам, идущим от блока питания, даже в штатной конфигурации будет тесновато, а уж если надо установить впереди радиатор СВО максимальной длины, то необходимое для этого перемещение дисковой стойки еще больше сократит место для БП.
Зато возможность установки в KL07 любых современных видеоадаптеров и других карт расширения без сокращения количества посадочных мест для HDD/SSD можно оценить только положительно.
В заключение предлагаем посмотреть наш видеообзор корпуса SilverStone Kublai KL07:
Корпус SilverStone Kublai KL07 предоставлен на тест производителем