Кто такой продакт-менеджер: объясняем на гифках

Ксeния Сувoрoвa, рeдaктoр блoгa Нeтoлoгии, нa гифкax рaсскaзывaeт о том, кто такой продакт-менеджер.

Профессия продакта появилась на рынке не так давно. Каких-то пять лет назад это был «неопознанный лосось» в digital-мире. Сейчас без продакт-менеджера или руководителя продукта не представляют себе жизни большинство стартапов, бизнесов и вообще весь мир ИТ.

Поэтому решили помочь разобраться в обязанностях продакта с помощью гифок.

Продакт — руководитель

Когда продакт-менеджеров не было, отношения между заказчиком и разработкой или дизайн-отделом выглядели часто так:

Теперь есть арбитр — продакт, который с легкостью делает вот так:

Чтобы вместо первой гифки получалась вторая, необходимо знать множество нюансов:

  • Понимать рынок.
  • Знать конкурентов и уметь от них отстраиваться.
  • Понимать маркетинговую стратегию и знать, как можно улучшить продукт, чтобы его было проще продать.
  • Знать, как монетизировать продукт и не прогореть.
  • Уметь увеличивать ценность продукта, представлять его инвесторам и продвигать во имя общей цели.
  • Знать, как ставить задачи разработке, дизайнерам и др., как не дать им уйти в дебри, но, в итоге, добиться цели.
  • Видеть дальше своего носа и креативов.
  • Управлять жизненным циклом, если даже продакт стал руководить им позже, чем появился зачаток продукта.
  • Анализировать эффективность внедрений, исправлений и улучшений.
  • Управлять командой.
  • Продакт — заказчик и исполнитель

    Если задачи ставятся неправильно или никто не следит за их исполнением; если о гибких методологиях даже не слышали; если неприоритетные задачи делаются быстрее и лучше, чем действительно важные, то вот что происходит:

    Руководитель продукта должен понимать всю ответственность за свои действия. Потому что ее несет не разработчик, не дизайнер и тем более не отдел маркетинга. Просто представьте, что ваша команда в работе над продуктом — это они:

    Ну вот как таких обидишь? Это первое. А второе — конечно, разработчик может сам поставить задачи и решить их как хочет и когда хочет. Но тогда о слове «приоритет» можно забыть. Такая же история и с дизайнером, когда в стремление «покреативить» перевешивает пользу, пользовательскую историю, удобство и цели, которые стоят перед задачей.

    Продакт — не разработчик, не дизайнер, не тестировщик, не маркетолог

    Кто такой разработчик? Когда ему приходится править чужой код, или php в очередной раз тянет совершить самоубийство, или верстка поехала, потому что семантика кривая, или когда поставили задачу и выделили на нее в три раза меньше необходимого времени. Тогда разработчик выглядит вот так:

    Задача продакта — сделать продукт крутым и не расстраивать разработчика, ставя правильно задачи, распределяя время и обозначая приоритеты. Иначе будет мало фич и множество неисправленных багов.

    Дизайнер чаще всего напоминает нам вот эту гифку. Покреативить не дают, а хочется. Или покреативил и увидел результат:

    Дизайнеры тоже люди. Но иногда креатив или стремление сделать «вот так» в обход пользовательской истории, дружелюбного интерфейса или задачи, стоящей перед баннером — перевешивает. Чтобы такого не случилось, продакт должен понимать, что, как и зачем происходит. Почему и как можно делать, где нужен креатив, а где все же во главе угла — пользователь или маркетинговые цели.

    Тестировщик в конце рабочего дня, а иногда и вначале и даже в середине выглядит вот так:

    Тестировщик находит баги даже там, где их чисто теоретически быть не может. Это его работа. А работа продакта — решить, какие баги с пометкой «критикал», а какие — терпят, и о них можно забыть.

    Ничто лучше не иллюстрирует маркетолога, чем эта гифка:

    Сказка про Буриданова осла, стоящего перед двумя одинаковыми кучками сена — правда. Только в условиях ограниченного бюджета, сил разработки и количестве задач маркетолог становится несчастным человеком, не могущим выбрать за что взяться.

    Чтобы этого не происходило, продакт должен понимать, как привлекается трафик, совершается лидогенерация. Поэтому стремление продакта сделать жизнь маркетолога проще, наладить процесс анализа эффективности, настроить определенные параметры в CRM и так далее. Продакт — это и о маркетинге то же.

    Возьмем пример: появился Яндекс.Дзен, маркетолог решает попробовать новый инструмент, но видит требования к RSS, теряется и бежит к продакту. Продакт должен понимать, как важно привлечение нового трафика и он дает задачу отделу разработки переделать RSS под требования нового сервиса Яндекса. Вуаля, пара часов работы с задачей с пометкой «срочно», и через два дня трафик вырастает.

    Именно всё это вместе и творит магию. Вот так:

    Продакт — строгий малый. И делать вот так, чтобы добиться пресловутой магии, ему приходится часто.

    Итак

    Продакт должен знать все сферы ИТ для того, чтобы хорошо делать свою работу. Копируем Википедию — мы с ней согласны.

    Менеджер по продукту (англ. product manager) — человек, отвечающий за создание новых продуктов, анализ рынка, ассортиментную политику, ценообразование, продвижение продукта, планирование KPI, формирование требований к продукту, определение назначения продукта.

    Активно взаимодействует с продажами, маркетингом, технической поддержкой, производством, R&D и т. д. Функциональность менеджера по продукту напрямую зависит от типа компании (производитель, дистрибьютор, дилер, системный интегратор).

    Если вы после этого текста решили стать руководителем digital-продукта, то советуем записаться на наш офлайн-курс. На нем преподают лучшие специалисты Рунета — из «Яндекса», «Рамблера», «Сбербанка», «Мейл.ру», «ВКонтакте» и другие. Если вы после этого текста поняли, что компетенций не хватает, то записывайтесь тоже. Если вы не можете учиться офлайн, то есть альтернатива — освоить профессию онлайн.

    Готово! Вы прекрасны!

    Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.

    Комментирование и размещение ссылок запрещено.

    Комментарии закрыты.