Ввeдeниe
Кoмпaния Intel впeрвыe прeдстaвилa кoмпьютeрныe систeмы клaссa NUC (Next Unit of Computing) в 2012 гoду. Нo зa прoшeдшee врeмя этa кoнцeпция тaк и нe смoглa зaвoeвaть oсoбую пoпулярнoсть. Систeмы NUC, прoдaвaвшиeся дo нeдaвнeгo врeмeни скoрee вызывaли нeдoумeниe. Для рынкa, нa кoтoрoм oбычныe пoльзoвaтeли пoстeпeннo oткaзывaются oт стaциoнaрныx дeсктoпoв в пoльзу мoбильныx систeм, Intel пoчeму-тo рeшилa прeдлaгaть системы с подобной ноутбукам производительностью, но нуждающиеся в дополнительном мониторе, мыши и клавиатуре. Безусловно, в конечном итоге NUC всё же удалось добиться некоторого успеха в отдельных нишах. Например, системы такого класса всё-таки используются в корпоративной среде или в качестве специфических медиацентров. Однако рынок энтузиастов долгое время оставался для NUC совершенно недоступным: продвинутые пользователи так и не смогли найти для себя ни одной причины, по которым подобные компьютеры могут представлять для них хоть какой-то интерес.
Тем не менее, Intel настолько полюбилась её концепция NUC, что компания всё же решила попытаться сделать эти устройства такими, чтобы они могли использоваться в том числе и геймерами. Первым продуктом, ориентированным на игроков, стал основанный на процессоре поколения Skylake компактный компьютер Skull Canyon. Он вышел за пределы стандартного для предшествующих NUC форм-фактора 4 на 4 дюйма (11 Ч 11 см) и получил в своё распоряжение самую быструю из имеющихся в распоряжении Intel вариантов интегрированную графику — Iris Pro. Кроме того, в Skull Canyon была добавлена возможность подключения внешней высокопроизводительной графической карты, для чего в конфигурацию был добавлен специализированный интерфейс Thunderbolt 3.
Однако в конечном итоге энтузиасты совсем не впечатлились дизайном Skull Canyon, и эту попытку Intel создать геймерский NUC можно считать безуспешной. Однако сейчас в распоряжении микропроцессорного гиганта появилось нечто более интересное. Компания создала новый геймерский NUC — Hades Canyon, который имеет гораздо больше шансов завоевать реальную популярность. Основой этой системы, благодаря которой она имеет хорошие шансы стать востребованным устройством, стал представленный на прошедшей в начале этого года выставке CES 2018 процессор Kaby Lake-G (полное название «процессор Intel Core восьмого поколения с графикой Radeon RX Vega M»). Объединив усилия с одним из ведущих разработчиков высокопроизводительных игровых графических ускорителей, Intel создала революционной процессор со встроенной графикой, позволяющей запускать современные игры в высоких разрешениях и получать при этом достаточную частоту кадров.
Компактная игровая система Hades Canyon (полное название модели NUC8i7HVK) — это один из первых продуктов, в котором нашёл применение процессор Kaby Lake-G. Кроме систем класса NUC этот же процессор наверняка будет использоваться и в игровых ноутбуках, но Intel для собственной демонстрации своей совместной с AMD разработки решила выбрать такую платформу, в реализации которой она не зависит от других партнёров. И по тестированию Hades Canyon мы сможем понять, удалось ли микропроцессорному гиганту создать такой интегрированный процессор, который может считаться полноценным игровым решением и использоваться без дополнительной видеокарты.
Intel + AMD = Kaby Lake-G
Слухи о том, что Intel собирается использовать графическое ядро авторства AMD, появились ещё в конце 2016 года. Сначала это казалось какой-то фантастикой, но после перехода осенью прошлого года главы отдела разработки графических решений AMD, Раджи Кадури, в стан конкурента, начали представляться вполне реальным развитием событий. Так и вышло: в первых числах 2018 года компания Intel анонсировала свой революционный процессор «Core восьмого поколения с графикой Radeon RX Vega M» — результат более чем двухлетнего сотрудничества с AMD, в итоге которого родилось удобное для интеграции в компактные системы производительное решение, призванное разбавить засилье графики NVIDIA в игровых мобильных компьютерах.
В первую очередь нужно понимать, что новый процессор Intel с графическим ядром AMD, известный под кодовым именем Kaby Lake-G, это — многокристальная сборка, то есть о интеграции нескольких разнородных компонентов в единый полупроводниковый кристалл речь не идёт. Тем не менее, все составные части Kaby Lake-G поместились на текстолитовой подложке размером 58,5 Ч 31 мм, что позволяет создавать на их основе очень компактные решения.
Особенно это впечатляет потому, что компонентов, из которых состоит такой высокинтегрированный процессор, на самом деле не два и даже не три, а четыре.
Сам по себе процессор — это обычный четырёхъядерный чип Kaby Lake. Если говорить конкретнее, то процессорная составляющая Kaby Lake-G по характеристикам напоминает мобильный флагманский процессор Core i7–7920HQ с четырьмя ядрами, выпущенный в начале прошлого года. В Kaby Lake-G унаследованы практически все свойства этого чипа, в том числе и шина PCI Express 3.0. Однако нужно иметь в виду, что восемь из шестнадцати линий, имеющихся в процессоре, отводится на соединение с графическим ядром AMD, поэтому для «внешнего» использования в Kaby Lake-G предлагается лишь восемь линий.
Второй компонент Kaby Lake-G — это графика AMD. Компании AMD и Intel говорят о графическом ядре, как о специально спроектированном «заказном» решении, поэтому несмотря на то, что оно носит официальное название Radeon RX Vega M, к поколению Vega его можно отнести лишь условно. На самом деле некоторые архитектурные особенности данный GPU наследует от предыдущего поколения графики, известного по кодовому имени Polaris.
В первую очередь это сказывается на поддержке DirectX 12. В то время как графические карты поколения Vega должны поддерживать набор возможностей Feature-Level 12_1, в Radeon RX Vega M имеется совместимость лишь с Feature-Level 12_0. Есть и другие симптомы, указывающие на то, что архитектура GPU больше похожа на Polaris. Например, наличие двух режимов работы, переключаемых в драйвере: графический и вычислительный. Кроме того, кодовое имя Polaris 22 применительно к Radeon RX Vega M отображают и некоторые диагностические утилиты.
Тем не менее, контроллер видеопамяти в Radeon RX Vega M совершенно точно относится к последнему поколению графических решений AMD. В данном случае используется характерный для Vega контроллер HBM2 — высокопроизводительной памяти с многослойной компоновкой. Помимо поддержки оригинального стандарта, этот контроллер отличается и способностью расширения адресного пространства видеопамяти на основную оперативную память — ещё одно уникальное свойство, характерное для Vega.
Таким образом, третий компонент Kaby Lake-G — это стек HBM2-памяти объёмом 4 Гбайт с 1024-битной шиной. Эта память относится исключительно к GPU и может использоваться только как видеопамять. Сопряжение между графическим ядром Radeon RX Vega M и HBM2-памятью выполняется благодаря четвёртому полупроводниковому компоненту Kaby Lake-G — фирменному интеловскому мосту EMIB (embedded multi-die interconnect bridge). Суть реализованного в нём подхода заключается в том, что графическое ядро и стек HBM2 не требуют помещения на дополнительную полупроводниковую подложку, увеличивающую стоимость решения и его габариты по высоте. Вместо этого в Kaby Lake-G для реализации широкого и скоростного интерфейса с видеопамятью применяется миниатюрный полупроводниковый мост, который утоплен в подложку из текстолита.
Семейство Kaby Lake-G включает в себя пять различных модификаций процессоров с двумя различными вариантами графического ядра AMD. Старшие версии оснащаются графикой Radeon RX Vega M GH (Graphics High) c 24 вычислительными блоками GCN и высокими тактовыми частотами. Процессоры, располагающие таким графическим ядром, обладают достаточно высоким показателем TDP, установленным в 100 Вт. Младшие же версии Kaby Lake-G комплектуются графикой попроще — Radeon RX Vega M GL (Graphics Low). В таком графическом ядре предусмотрено лишь 20 вычислительных блоков GCN, а рабочие частоты — ниже. Но зато процессоры с таким GPU относятся к более скромному 65-ваттному тепловому пакету.
Любопытно, что все процессоры семейства Kaby Lake-G параллельно с графикой Radeon RX Vega M имеют и традиционное встроенное ядро Intel, в частности, HD Graphics 630. Это даёт возможность пользоваться движком QuickSync, который даёт лучшие в отрасли возможности для работы с видео. Кроме того, интеловская графика добавляет и дополнительные дисплейные контроллеры, позволяя подключать к системам на Kaby Lake-G до девяти мониторов (шесть — к Radeon RX Vega M и три — к HD Graphics 630).
Если говорить о модельном ряде Kaby Lake-G в целом, то все различия между его представителями касаются главным образом графики. Если не считать младшую модель, относящуюся к классу Core i5, то разница в тактовой частоте вычислительных ядер представителей семейства Kaby Lake-G не превышает 100 МГц. А вот конфигурация GPU серьёзно дифференцирует не только уровень графической производительности, но и приводит к ранжированию процессоров по TDP.
Вероятнее всего игровые ноутбуки, построенные на базе Kaby Lake-G, в основной массе будут полагаться на решения с TDP 65 Вт. 100-ваттные же процессоры по понятным причинам найдут применение лишь в каких-то нишевых решениях. Рассматриваемый сегодня компьютер NUC — яркий пример такой конфигурации. В корпусе NUC можно разместить достаточно производительную систему теплоотвода, и поэтому сегодня мы можем познакомиться с Kaby Lake-G на примере максимальной версии с наиболее оснащённым графическим ядром и наивысшими рабочими частотами.
NUC8i7HVK: подробное знакомство
Как и предыдущие Intel NUC, система Hades Canyon выпускается в небольшом горизонтально ориентированном корпусе чёрного цвета, который с лёгкостью помещается на столе или рядом с домашним развлекательным центром. Размеры составляют 221×142 х 39 мм, то есть Hades Canyon примерно вдвое меньше игровой приставки и уж тем более в несколько раз меньше любого игрового компьютера, выполненного в Mini-ITX корпусе. В качестве одного из возможных вариантов размещения этой системы Intel предполагает её монтаж на VESA-креплении позади монитора. Необходимая для этого рамка входит в комплект поставки.
Система Hades Canyon не особенно похожа на все предшествующие NUC, который выпускала Intel до этого. Но тем не менее, она всё же выступает продолжателем традиций NUC в том смысле, что её габаритные размеры серьёзно меньше, чем у привычных компьютеров. Тем не менее, нужно держать в голове тот факт, что в то время как классические NUC имели объём в районе 0,6 литров, Hades Canyon примерно вдвое больше: объём такой системы достигает 1,2 литра. Отчасти это оправдывается использованием процессора Kaby Lake-G с высокой степенью интеграции компонентов, который нуждается в производительной системе охлаждения.
Есть и ещё один неприятный момент. Корпус самой системы Hades Canyon по габаритам напоминает, например, книгу. Это — действительно весьма компактный компьютер, но такая компактность достигается отчасти за счёт того, что блок питания этой системы вынесен наружу. И в данном случае это отнюдь не обычный небольшой внешний блок питания, как бывает у большинства ноутбуков. Система комплектуется весьма громоздким «кирпичом» мощностью 230 Вт (19,5 В; 11,8 А) с почти такими же размерами и весом, как у самой системы.
Самая важная составляющая Hades Canyon, вокруг которой строится вся остальная система, — это уникальный процессор, объединивший в одной упаковке полупроводниковые кристаллы Intel и AMD, а также кристалл видеопамяти. В рассматриваемой версии Hades Canyon с артикулом NUC8i7HVK используется старшая версия такой многокомпонентной сборки — Core i7–8809G. Его TDP достигает 100 Вт, что совершенное неудивительно, если вспомнить о том, что речь идёт о полностью разблокированном CPU с четырьмя вычислительными ядрами и поддержкой технологии Hyper-Threading вместе с GPU класса AMD Radeon RX Vega M GH, располагающим массивом из 1536 потоковых процессоров (24 вычислительных блока GCN).
Процессорная половина Core i7–8809G — это, фактически, полный аналог интеловских 45-ваттных чипов мобильной H-серии. Базовая частота Core i7–8809G установлена в 3,1 ГГц, в турбо-режиме он может разгоняться до 4,2 ГГц. Intel также говорит о том, что энтузиасты смогут разогнать этот процессор вплоть до 4,7 ГГц.
Вторая половина процессорной сборки, графика AMD Radeon RX Vega M GH, на логическом уровне соединяется с процессором посредством 8 линий PCI Express 3.0. Её частота работы составляет 1063 МГц с автоматическим разгоном до 1190 МГц. Видеопамять HBM2 имеет объём 4 Гбайт и выдаёт пропускную способность 204,8 Гбайт/с. Так же, как и сам процессор, графическое ядро Radeon RX Vega M GH поддерживает разгон.
Несмотря на скромные размеры, система Hades Canyon обладает весьма развитыми возможностями по подключению дополнительных устройств, что кардинально отличает её от систем класса NUC предыдущих поколений. Причём, разработчики уделили большое внимание совместимости с наиболее современными стандартами.
Так, с передней стороны системы даже имеется два порта USB 3.1 Gen2 в вариантах Type-A и Type-C. Для того, чтобы реализовать их, в Hades Canyon пришлось добавить дополнительный контроллер ASMedia ASM2142, подсоединённый по двум линиям PCI Express 3.0 напрямую к процессору. Размещённый по соседству с USB 3.1-портами слот кард-ридера задействует ещё одну процессорную линию PCI Express 3.0.
На переднюю панель Hades Canyon также оказался вынесен разъём HDMI 2.0. Этот разъём обслуживается графическим ядром Radeon RX Vega M GH. Также на передней панели имеется обычный порт USB 3.0, ИК-приёмник для использования компьютера совместно с пультом ДУ и аналоговое аудио-гнездо. Весьма любопытное свойство Hades Canyon заключается в наличии в передней панели этого компьютера четырёх встроенных микрофонов. По идее, они предназначены для использования системы совместно с голосовыми помощниками, например, с Microsoft Cortana.
На тыльной части системы всевозможных разъёмов ещё больше. Тут можно найти четыре порта USB 3.0 и два порта Thunderbolt 3, которые реализованы посредством контроллера Intel JHL6540 Alpine Ridge. Этот контроллер интегрирован в систему через чипсет, в роли которого используется ноутбучный концентратор портов Intel HM175. Имеющиеся в Hades Canyon порты Thunderbolt 3 могут быть применены в том числе и для подключения мониторов, они поддерживают функциональность DisplayPort. Как и передний HDMI 2.0, они работают с графическим ядром Vega. Впрочем, и оставшиеся два порта Mini-DisplayPort 1.2 также относятся к графике AMD. Иными словами, любые мониторы, подключаемые к Hades Canyon, могут применяться для гейминга. И более того, в рассматриваемом мини-компьютере есть поддержка технологии FreeSync для обеспечения гладкого отображения игрового процесса на совместимых мониторах. Всего система может работать с шестью 4K-мониторами, причём пять из них могут иметь частоту обновления кадров 60 Гц.
Также на заднюю панель рассматриваемой системы вынесено два порта для подключения проводной гигабитной сети, оптический звуковой выход и четыре разъёма USB 3.0.
Богатая оснашённость системы Hades Canyon различными интерфейсами связана отчасти с тем, что Intel подходит к своему детищу как к концептуальной системе, которая задаёт тон и направления дальнейшего развития для остальной отрасли. Отсюда происходят и некоторые совсем нетипичные для текущего момента вещи, вроде массива микрофонов, интерфейса Thunderbolt 3 или HDMI-выхода спереди системы. Intel считает и наглядно показывает с помощью NUC, что хотя сейчас так делать не принято, во всех таких решениях будет смысл, и именно к этому должна двигаться индустрия ПК.
Стоит заметить, что логическая структура Hades Canyon весьма своеобразна и вызывает некоторые вопросы. Например, процессорные линии PCI Express, отличающиеся более низкими задержками, почему-то не задействуются для всех высокоскоростных портов. Вместо этого разработчики предпочли поставить в систему набор логики HM175 и реализовать большинство возможностей подключения через него. Особенно странным выглядит подключение к чипсету портов Thunderbolt 3, в то время как процессорные линии PCI Express используются кард-ридером. Это значит, что применение набирающих популярность внешних видеокарт вместе с Hades Canyon не предполагается. В противном случае им придётся бороться за пропускную способность связывающей процессор и чипсет шины DMI 3.0 с другими высокоскоростными устройствами, например, твердотельными накопителями.
Как и все прочие NUC, Hades Canyon — это скелетная система. То есть, Intel поставляет её в виде недоукомплектованного компьютера, в который необходимо добавить накопители и память. Это значит, что пользователю в любом случае придётся разбирать и собирать эту систему. Доступ внутрь осуществляется через верхнюю декоративную крышку, которая крепится посредством шести винтов. Под ней препятствует доступу ещё одна алюминиевая панель, чтобы снять которую, потребуется открутить ещё один винт.
Выполнив все эти действия, можно добраться до всех внутренних слотов: двух M.2 2280 с поддержкой PCIe 3.0×4 и SATA устройств для накопителей и двух DDR4 SO-DIMM для оперативной памяти. Стоит отметить, что за поддержку накопителей отвечает набор системной логики HM175. Кроме того, под одним из разъёмов для твердотельных накопителей есть ещё один слот M.2 типа E с предустановленным в него модулем Intel Wireless-AC 8265, который, как нетрудно догадаться, отвечает за работу беспроводной сети стандарта 2×2 802.11ac и Bluetooth 4.2. Wi-Fi-сеть пользуется встроенными в корпусе антеннами, поэтому во внешнем виде Hades Canyon ничего не выдаёт возможность его подключения к локальной сети «по воздуху».
Учитывая, что в основе рассматриваемой компактной системы лежит процессор с весьма «взрослым» тепловыделением, было бы интересно посмотреть, как устроена система охлаждения. Однако долезть до неё непросто, она спрятана в той части корпуса, которая для вмешательства пользователя не предназначена. Поэтому нам придётся довольствоваться теми сведениями, которые рассказывает про охлаждение Hades Canyon, сама Intel. Утверждается, что в основе применённого кулера лежит большая медная испарительная камера с массивом алюминиевых рёбер, который продувается насквозь двумя мощными центробежными вентиляторами, занимающими практически всё пространство под материнской платой.
Основные спецификации рассматриваемой системы NUC8i7HVK выглядят следующим образом:
Процессор: Intel Core i7–8809G;
Память: два слота DDR4 SO-DIMM, модули в комплект не входят;
Максимальный объём памяти: 32 Гбайт;
Чипсет: Intel HM175;
Графика: AMD Radeon RX Vega M GH с 4 Гбайт HBM2-видеопамятью;
Накопители: для слота M.2 2280 с поддержкой SATA и NVMe накопителей, модули в комплект не входят;
Выводы на передней панели:
• Один порт USB 3.1 Gen 2 Type-A;
• Один порт USB 3.1 Gen 1 Type-A с возможностью зарядки;
• Один порт USB 3.1 Gen 2 Type-C;
• Один выход HDMI 2.0;
• Кард-ридер;
• Один аналоговое 3.5-мм гнездо для микрофона/наушников.
Выводы на задней панели:
• Четыре порта USB 3.1 Gen 1 Type-A;
• Два гигабитных сетевых разъёма;
• Два коннектора Mini DisplayPort 1.2;
• Два порта Thunderbolt 3;
• Один порт HDMI 2.0 output;
• Один комбинированный оптический аудио выход мини-TOSLINK.
Соединения:
• Intel Wireless-AC 8265 (802.11b/g/n/ac);
• Один гигабитный сетевой контроллер Intel I219-LM;
• Один гигабитный сетевой контроллер Intel I210;
• Bluetooth 4.2;
• Массив из четырёх встроенных микрофонов с поддержкой определения местоположения;
• ИК-приёмник.
Размеры: 221×39 x 142 мм;
Источник питания: 230 W, 199×99 x 25 мм.
Существует две версии Hades Canyon. Модификация NUC8i7HVK, которая побывала у нас на тестировании, позиционируется как игровая система, но существует и другая менее производительная версия, NUC8i7HNK, которую Intel преподносит как компьютер для создания цифрового контента. При этом рассматриваемый в этом обзоре вариант NUC8i7HVK оценивается в $1000, и это без памяти, твердотельных накопителей и операционной системы. Иными словами, если эту систему начинить необходимыми компонентами, то ценник достигнет отметки в $1400-$1500.
Надо заметить, что подобная по производительности сборка из обычных комплектующих обойдётся существенно дешевле. То есть, в Hades Canyon заложена очень нескромная наценка за уникальность. Впрочем, необходимо учитывать тот факт, что компактная сборка из серийных комплектующих окажется в несколько раз больше интеловской системы. То есть, если говорить о производительности на доллар, то Hades Canyon — плохой выбор. Но если о производительности на единицу объёма, то — хороший.
Программная поддержка
Поскольку в составе Hades Canyon используется настоящее графическое ядро разработки компании AMD, нет ничего удивительного, что за драйверную поддержку отвечают специалисты «красной» компании. Тем не менее, за графическим драйвером для Hades Canyon стоит идти на сайт Intel, а не AMD. Для процессоров Kaby Lake-G нужна специальная версия программного обеспечения Radeon, которую AMD делает специально для Intel и брендирует соответствующим образом.
Если не обращать внимание на голубую цветовую гамму, то настройки в драйвере графики для процессоров Kaby Lake-G почти не отличаются от привычных для пользователей карт Radeon настроек. Комплектное программное обеспечение позволяет даже управлять частотами ядра и памяти Radeon RX Vega M GH посредством специальной утилиты Radeon WattMan, а также включать или выключать FreeSync, Enhanced Sync, Radeon Chill, и даже пользоваться стриминговой утилитой Radeon ReLive.
Также в число фирменных программ, которые Intel предлагает для системы Hades Canyon, входит LED Manager — утилита для управления подсветкой. На верхней поверхности системы имеется подсвечиваемый череп — логотип, который уже давно сопровождает решения Intel для энтузиастов.
Программа LED Manager позволяет гибко менять режимы его подсветки. Заодно эта же программа может изменить и то, как работают три диагностических светодиода, выведенные на переднюю панель системы. Все светодиоды, которые имеются в Hades Canyon — RGB, то есть помимо алгоритмов их свечения пользователь имеет возможность управлять и цветом.
Отдельно несколько слов необходимо сказать и про оболочку UEFI BIOS. Она предлагает полный набор средств, который энтузиасты привыкли получать от оверклокерских материнских плат. В ней имеются возможности для управления множителями процессора и памяти, для управления таймингами, для изменения профилей работы вентиляторов и т.п.
Как мы тестировали
Сама Intel почему-то предлагает сопоставлять свой мини-компьютер NUC8i7HVK с игровыми ноутбуками, оснащёнными графической картой GTX 1060 Max-Q. Однако по нашему мнению, коли Hades Canyon позиционируется в качестве замены десктопа и требует подключения внешних монитора, клавиатуры и мыши, сравнивать его логичнее всё же с десктопными системами. К тому же в последние годы различие между мобильной и десктопной дискретной графикой постепенно стирается, а потому по результатам, полученным при тестировании обычных платформ в играх, можно делать выводы и о скорости работы похожих мобильных конфигураций.
В результате, чтобы получить представление о производительности системы NUC8i7HVK, мы сравнили её с десктопными платформами, построенными на процессорах Core i5 восьмого поколения, и оснащённых графическими картами GeForce GTX 1050 Ti и GeForce GTX 1060 6 Гбайт. Конфигурации систем, выбранных для тестирования, были построены с использованием следующего набора комплектующих:
Процессоры:
• Intel Core i5–8600 (Coffee Lake, 6 ядер, 3,1–4,3 ГГц, 9 Мбайт L3);
• Intel Core i5–8400 (Coffee Lake, 6 ядер, 2,8–4,0 ГГц, 9 Мбайт L3).
Процессорный кулер: Noctua NH-U14S.
Материнская плата: ASUS ROG Strix B360-F Gaming (LGA1151v2, Intel B360).
Память: 2 Ч 8 Гбайт DDR4–2666 SDRAM, 15–17–17–35 (G.Skill Sniper X F4–3400C16D-16GSXW).
Видеокарты:
• ASUS Phoenix GeForce GTX 1050 Ti (PH-GTX1050TI-4G, GP107, 4 Гбайт 128-бит GDDR5, 1290–1392/7008 МГц);
• ASUS Turbo GeForce GTX 1060 6GB (TURBO-GTX1060–6G, GP106, 6 Гбайт 192-бит GDDR5, 1506–1708/8008 МГц).
Дисковая подсистема: Intel SSD 760p 512 Гбайт (SSDPEKKW512G8).
Блок питания: Corsair RM850i (80 Plus Gold, 850 Вт).
Что касается конфигурации NUC8i7HVK, то эта скелетная система была доукомплектована твердотельным накопителем Intel SSD 760p 512 Гбайт (SSDPEKKW512G8) и комплектом памяти Kingston HyperX Impact DDR4 HX426S15IB2K2/16, состоящем из двух модулей DDR4–2666 ёмкостью по 8 Гбайт.
Тестирование выполнялось в операционной системе Microsoft Windows 10 Enterprise (v1709) Build 16299 с использованием следующего комплекта драйверов:
• Intel Chipset Driver 10.1.1.45;
• Intel Management Engine Interface Driver 11.7.0.1017;
• NVIDIA GeForce 397.93 Driver;
• Radeon Graphics Driver for Intel NUC Kit NUC8i7HNK, NUC8i7HVK 23.20.792.2048.
Результаты тестов
Производительность в приложениях
В основе NUC8i7HVK лежит чип Intel Core i7–8809G, процессорная часть которого представляет собой четырёхъядерный Kaby Lake с поддержкой Hyper-Threading и достаточно высокими тактовыми частотами. Однако Intel отнесла свой процессор не к седьмому, а к восьмому поколению Core, поэтому Core i7–8809G в этих условиях логично сравнивать с процессорами семейства Core i5, которые в настоящее время получили шесть вычислительных ядер, но без поддержки виртуальной многоядерности. Для определения того уровня производительности, который может обеспечить NUC8i7HVK в распространённых приложениях, мы провели отдельные тесты.
В процессорных тестах использовалась графическая карта GeForce GTX 1050 Ti.
Для оценки производительности процессоров в общеупотребительных задачах мы воспользовались тестовым пакетом Futuremark PCMark 10 1.0.1275, который моделирует работу пользователя в реальных распространённых современных офисных программах и приложениях для создания и обработки цифрового контента. Свежая версия этого бенчмарка оперируют тремя сценариями: Essentials (запуск типовых офисных приложений и открытие файлов, просмотр веб-сайтов, трансляция видео-конференций), Productivity (работа с текстовым редактором и электронными таблицами) и Digital Content Creation (редактирование фотоматериалов, редактирование видео, рендеринг и визуализация).
Задачей, которая наиболее чувствительно реагирует на наращивание процессорного параллелизма, традиционно выступает финальный рендеринг в пакетах трёхмерного проектирования и моделирования. Скорость рендеринга мы тестировали в двух популярных рендерерах: Corona 1.3, где измеряли время, затрачиваемое на рендеринг стандартной сцены BTR, широко используемой для оценки производительности.
Следующая тестовая задача — обработка изображений в Adobe Photoshop CC 2018. Здесь измеряется среднее время выполнения тестового скрипта, представляющего собой творчески переработанный Retouch Artists Photoshop SpeedTest, который включает типичную обработку четырёх 24-мегапиксельных изображений, сделанных цифровой камерой.
Для тестирования скорости обработки видео мы пользовались современным кодеком x265 2.7+344 8bpp. Было проведено тестирование скорости транскодирования видео в перспективный формат H.265/HEVC. Для оценки производительности использовался 1080p@50FPS AVC-видеофайл, имеющий битрейт около 30 Мбит/с.
Для измерения быстродействия процессоров при компрессии информации мы выбрали архиватор WinRAR 5.50. Измерялось время, затрачиваемое на сжатие с максимальной степенью компрессии директории с различными файлами общим объёмом 1,7 Гбайт.
Ещё один тест — измерение производительности работы интернет-приложений в Google Chrome 65. В этом случае применяется специализированный тест WebXPRT 3, реализующий на HTML5 и JavaScript реально использующиеся в интернет-приложениях алгоритмы.
В целом хорошо видно, что вычислительная производительность NUC8i7HVK в среднем находится между Core i5–8400 и Core i5–8600. Десктопные Coffee Lake выигрывают там, где речь идёт о многопоточной работе с цифровым контентом, однако их преимущество над Core i7–8809G не слишком очевидно. Тем более в тех задачах, где большую роль играет однопоточная производительность, NUC8i7HVK выглядит очень неплохо. Иными словами, несмотря на скромные размеры, Hades Canyon — это весьма производительная в вычислительном плане система.
Производительность в играх
Оценка игровой производительности — гораздо более интересная задача. Нет никаких сомнений, что Core i7–8809G — это процессор с самым мощным интегрированным GPU. Однако насколько впечатляющую частоту кадров он сможет выдать? Забегая вперёд, сразу ответим на главный вопрос: почти во всех современных игровых приложениях встроенный в этот процессор ускоритель AMD Radeon RX Vega M GH оказывается способен обеспечить приемлемый уровень fps при максимальных настройках качества в разрешении FullHD. Так что NUC8i7HVK действительно может стать достойной игровой системой.
Однако есть важный нюанс, касающийся объёма графической памяти. Он у Radeon RX Vega M GH ограничен 4 Гбайт HBM2, и этого некоторым новым играм уже не хватает. Не то, чтобы это влекло за собой какие-то катастрофические последствия, поскольку ускоритель вполне нормально умеет задействовать под видеопамять и недостающую область системной памяти. Однако в том случае, если объём текстурной информации не помещается в «набортные» 4 Гбайт, сильно страдает плавность игрового процесса. Начинают наблюдаться серьёзные просадки производительности, и минимальная частота кадров падает до неприемлемых значений.
Поэтому при реальном геймерском использовании в играх придётся использовать такие настройки качества, которые позволят вместить весь объём необходимых GPU данных в имеющуюся быструю HBM2-память. Впрочем, на сегодня это означает, что снижать качество ниже «ультра» придётся лишь в достаточно ограниченном числе игр, причем скорее всего хватит лишь одного шага по шкале качества вниз. Например, в нашем тестовом наборе нашлась лишь одна игра, которая плохо работала с максимальными установками, это Middle-earth: Shadow of Mordor. Все остальные игры мы без проблем смогли протестировать без каких-либо поблажек.
Используемые в сравнении видеокарты GeForce GTX 1050 Ti и GeForce GTX 1060 использовались в платформе на базе процессора Core i5–8400.
В целом, графику Radeon RX Vega M GH можно охарактеризовать как нечто среднее между GeForce GTX 1050 Ti и GeForce GTX 1060, и это — очень впечатляющий результат для интегрированного графического ускорителя. Думается, Intel совсем не лукавила, когда характеризовала Hades Canyon как геймерский компьютер. Комфортно играть на нём действительно возможно (если речь идёт о FullHD-разрешении).
Правда, ещё раз стоит сделать оговорку о том, что 4 Гбайт графической памяти в 2018 году является минимумом для ААА-проектов. И встречаться с ситуациями, когда при максимальных настройках Radeon RX Vega M GH начинает привносить существенные «лаги», придётся всё чаще и чаще. Помочь справиться с этим могла бы заложенная в Vega технология HBCC (High-Bandwidth Cache Controller), когда HBM2-память переводится в режим кеша, а для видеопамяти используется часть системной DRAM, но в Radeon RX Vega M GH она не поддерживается. И связано это по-видимому с тем, что в основе встроенного в интеловский процессор GPU на самом деле лежит архитектура Polaris.
Говоря об игровой производительности Hades Canyon, нельзя не упомянуть тот факт, что продемонстрированный протестированной системой уровень вычислительной и графической производительности позволяет применять её вместе с различными VR-системами. Intel особенно подчёркивает этот факт при позиционировании и говорит о совместимости со всеми имеющимися на рынке версиями VR-очков. Конечно, более крупные компьютеры с дискретной графикой высокого уровня в этом отношении, безусловно, лучше, и система NUC8i7HVK в специализированном тесте SteamVR Performance Test получает далеко не максимальный рейтинг «VR Capable», а не «VR Ready». Тем не менее это всё равно означает, что с VR-очками такая система действительно справится. И кстати, при таком сценарии использования легко проявиться ещё один плюс дизайна NUC8i7HVK: наличие на фасаде этого компьют