Дeнис Нaрижный, рукoвoдитeль StudioF1.ru и прeпoдaвaтeль нa курсe «Интeрнeт-мaркeтинг», рaсскaзaл o тoм, кaкиe особенности мышления необходимо учитывать при проектировании интерфейсов.
Все говорят о том, что интерфейсы должны быть простыми, понятными и удобными. Но что за этим стоит? Почему одни решения работают, а другие, визуально не менее хорошие, проваливаются? И что делать, чтобы избежать провала?
Поэтому поговорим о тех психологических особенностях мышления и восприятия информации, которые нужно обязательно учитывать при проектировании и разработке интерфейсов.
Пользователи не любят долго думать
Это проявляется совершенно во всем.
Чем бы мы ни занимались — из двух равнозначных альтернатив мы всегда выберем более простую.
Логика проста: мы просто экономим ресурсы — физические и интеллектуальные. И это работает на уровне инстинктов.
Пользователи хотят быстро и без напряжения найти решение своей проблемы, а если решение сходу не находится — уходят в поисках альтернативного источника. Тот же самый алгоритм включается и в ситуации, когда нужно выполнить слишком много действий для решения задачи. Работать без особой на то нужны люди тоже не любят.
Что делать
Упрощайте пользовательские сценарии.
Наглядный пример — упрощение сценария регистрации на сайте.
Удачный пример.
Неудачный пример.
Эта рекомендация применима и для других сценариев. Чтобы найти узкие места и оптимизировать процессы решения задач — составляйте профили пользователей и работайте над улучшением.
Не перегружайте пользователя избыточной информацией.
Именно по этой причине все сайты и блоги на главной странице предлагают короткие анонсы, а не вываливают на пользователей весь доступный массив новостей и материалов.
Пример: блог AskUsers.
Показывайте примеры.
Когда перед глазами есть понятный алгоритм, что и как делать — пользователю не нужно думать. И вероятность того, что он сделает то, что нужно вам, повышается.
Часто этот прием используется на лендингах.
Пример с сайта компании-производителя пластиковых окон.
К этой же категории относится и рекомендация делать понятные призывы к действию — чтобы пользователю не нужно было думать о том, как задать вопрос или оформить заказ.
Пользователи ошибаются
Увы, но это так. Чаще всего это происходит случайно и внезапно и неожиданно для человека. И от вас зависит, разозлится пользователь при этом и уйдет искать другое решение или спокойно исправит свою ошибку и продолжит работу.
Что делать
Девятая эвристика Нильсена на этот счет содержит простую и понятную рекомендацию:
«Если пользователь что-то сделал не так — сообщите об ошибке и покажите, как ее исправить».
Хороший пример от Яндекс.Денег: сообщение об ошибке при попытке отправить платеж без указания суммы.
По клику на «Подробнее» пользователь может получить всю необходимую информацию об ошибке и особенностях работы системы.
Стоит добавить: проанализируйте все ошибки и подумайте над тем, как предотвратить их появление у других пользователей.
Хороший пример от МТС: на странице входа подробно расписано, что и как нужно делать, чтобы избежать ошибок при вводе данных.
К слову, пример выше относится к пятой эвристике Нильсена. Если вы еще не используете эти эмпирические правила при разработке дизайна — обязательно обратите на них внимание.
Пользователи социальны
Мы подсознательно ориентируемся на мнение и суждение общества и ищем подтверждение того, что кто-то уже успешно попробовал то, в чем мы только собираемся разобраться.
Именно по этой причине так хорошо работают отзывы на увеличение конверсии. Это частный опыт совершенно незнакомых людей, но пользователи ему верят. Поэтому обсуждения и рекомендации в профильных сообществах и группах работают.
Что делать
Используйте социальные доказательства.
Хороший пример от The Next Web: количество комментариев и шеров в соцсетях выводится перед текстом статьи.
Если 3,5 тысячи человек посчитали текст достойным того, чтобы поделиться им в Фейсбуке, наверное, его действительно стоит прочесть, верно?
Для коммерческих проектов это тоже работает.
Если 800 человек довольны, наверное, им можно доверять.
Используйте изображения людей и отзывы: люди верят другим. Это работает на подсознательном уровне, даже если на фотографии идеальные люди с фотостоков.
Фотография девочки постановочная, но располагает и вызывает доверие.
Отзывы: «Хм, написано от руки. Наверное, писали настоящий люди, которые остались довольны работой»
Имя, фамилия, место работы, фото — наверное, это реальные люди. А если они не против того, чтобы их отзывы опубликовали, то компания надежная и, наверное, ей можно доверять.
Пользователи верят в успешный опыт других людей и ориентируется на него при принятии собственного решения. Важно учитывать это во время проектирования интерфейса и разработки дизайна.
Пользователи придерживаются определенных паттернов поведения
Принципы восприятия информации также сформировались в результате эволюции. Наиболее типичные модели описываются F- и Z-принципами и диаграммой Гутенберга. Эти паттерны упрощают восприятие и помогают мозгу не перегружаться при изучении большого объема информации в поисках решения задач.
Что делать
Проектируйте интерфейс и продумывайте дизайн таким образом, чтобы он укладывался в паттерны — тогда пользователю будет проще найти нужную информацию.
Страница регистрации Фейсбука, к примеру, идеально вписывается в диаграмму Гутенберга.
Если вы зайдете на нее в скрытом режиме, то не будет даже отвлекающей формы входа в правом верхнем углу. Ее заменили на неприметную кнопку «Войти», если у вас уже есть аккаунт.
Этот же принцип часто используется при проектировании лендингов.
Пример первого экрана, разработанного в соответствии с диаграммой.
С этим ничего нельзя поделать — пользователи просматривают ваши сайты именно так. И если обратить на это внимание при проектировании — можно сделать более эффективную посадочную страницу, в чем бы ни заключалась ее задача и каким бы ни было необходимое целевое действие.
Пользователи сразу видят целое и только потом — частности
При этом целое воспринимается как совокупность составляющих его частей. Этот принцип лежит в основе гештальт-психологии.
Классический пример:
Вы воспринимаете левое изображение как одно целое, но при этом можете однозначно распознать составляющие его фигуры.
Если речь идет о проектировании и дизайне, то эта психологическая особенность отражается в следующем: пользователь решает, полезен сайт или нет, в течение очень короткого времени. В разных исследованиях этот промежуток колеблется от 0,9 до 5 секунд. И если первое впечатление не очень — вам придется сильно постараться, чтобы заинтересовать пользователя.
Что делать
Добиться того, чтобы первое впечатление было положительным.
-
Структурируйте контент, чтобы пользователю было проще ориентироваться на странице.
Пример структурирования заголовков по темам на главной странице Lenta.ru
Сюда же относится верстка, правильно расставленные подзаголовки, типографика, выделения, размещение и дизайн контентных блоков. И это работает как для информационных, так и для коммерческих проектов.
Чтобы оценить и понять, насколько ваша реализация соответствует ожиданиям пользователей, вы можете провести концепт-тестирование. Оно покажет, сможете ли вы заинтересовать пользователя и склонить его в свою сторону до того, как он примет окончательное решение.
В завершение
Мы рассмотрели только небольшую часть психологических особенностей поведения пользователей и восприятия ими информации. Это не значит, что нужно делать только так и никак иначе. Форматы взаимодействия с сайтами и способы потребления контента меняются. Для вашей аудитории могут быть характерны какие-то специфические, уникальные особенности поведения.
Если вы сомневаетесь — всегда можно проверить и протестировать свои идеи и решения на реальных пользователях. Но в подавляющем большинстве случаев использование описанных выше приемов и особенностей однозначно улучшит юзабилити и поможет вам создавать эффективный дизайн и проектировать удобные интерфейсы.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.