Oчeрeднoй этaп рeтрoспeктивнoгo тeстирoвaния oптики Nikon пoсвящeн умeрeнным тeлeвикaм с фoкусным рaсстoяниeм 85 мм, кoтoрыe принятo нaзывaть пoртрeтными объективами.
Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G
Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.8G
Дата анонса
19 августа 2010 г.
6 января 2012 г.
Информация производителя
nikon.ru
nikon.ru
Цена в фирменном магазине Nikon
119 990 руб.
39 990 руб.
Наши сегодняшние соперники не слишком сильно отличаются по возрасту. «Старший брат» втрое дороже, но это отчасти понятно: его светосила на полступени выше. Есть и другие важные фактические различия между соперниками, которые объясняют причину разницы в цене — см. спецификации.
Технические характеристики
Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G
Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.8G
Байонет
Nikon F
Фокусное расстояние
85 мм
Максимальное значение диафрагмы
F1,4
F1,8
Минимальное значение диафрагмы
F16
Число лепестков диафрагмы
9 (скругленные)
7 (скругленные)
Оптическая схема
10 элементов в 9 группах
9 элементов в 9 группах
Минимальная дистанция фокусировки
0,85 м
0,80 м
Угол обзора по диагонали
28°
28°
Максимальное увеличение
0,12×
0,12×
Привод автофокусировки
бесшумный волновой мотор (SWM)
Встроенная оптическая стабилизация
нет
Защита от пыли и влаги
есть
Материал корпуса
магниевый сплав
поликарбонат
Диаметр резьбы для светофильтров
∅77 мм
∅67 мм
Размеры (диаметр × длина)
∅86,5 × 84 мм
∅80 × 73 мм
Вес
595 г
350 г
Конструкция
Наши сегодняшние испытуемые разделены временны́м промежутком всего в полтора года, но различия между ними весьма существенные. Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G крупнее и тяжелее, поскольку он обладает более высокой светосилой и содержит в себе более значительную массу стекла. Его диафрагма со скругленными ламелями состоит из девяти, а не семи лепестков.
Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G
Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.8G
У более дорогого соперника корпус и байонет изготовлены из магниевого сплава.
«Бюджетный» объектив заключен в корпус из пластмассы, но байонет у него металлический.
Помимо обязательного кольца ручной наводки на резкость оба конкурента оснащены лишь одним органом управления — двухпозиционным переключателем режима фокусировки. В первом положении (M/A) задействуется автомат с возможным перехватом на доводку вручную, во втором (M) можно выбрать только ручной режим.
Шкала дистанций в обоих случаях градуирована в футах и метрах, но имеет малую протяженность, и пользоваться ей не очень удобно. У Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.8G единственная риска, нанесенная на нее, соответствует максимальному раскрытию диафрагмы. У Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G по шкале можно оценить глубину резкости, но только для F16.
Оптические схемы
Расположение линз в обоих объективах наследует симметричную схему «двойной Гаусс» (обратим внимание на первые и последние элементы). Оно очень похоже в обоих случаях, но у «старшего брата» на один элемент больше. Скорее всего, их предком является знаменитый Planar, но отличия от прародителя слишком сильны, чтобы говорить о прямом наследовании.
Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G
Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.8G
Десять оптических элементов в составе девяти групп. Поверхности некоторых линз имеют покрытие Nano Crystal Coat.
Девять оптических элементов в девяти группах, то есть по одной линзе в каждой группе.
В отличие от многих других современных телевиков, наши подопечные не оснащаются ни асферикой, ни сверхнизкодисперсионными стеклами. Удивляться тут нечему и упрекать производителя не за что: повышая резкость и снижая выраженность хроматики при помощи таких решений, производитель неизбежно проигрывает в качестве картинки, особенно в плавности светотональных переходов и в структуре размытия фона (бокэ). А для портретных инструментов, коими и являются оба «брата», именно эти свойства изображения выходят на первый план.
MTF
Приведем ниже графики частотно-контрастной характеристики, или MTF, по данным производителя при максимальном раскрытии объективов. Красным цветом выделены кривые для разрешения 10 линий/мм, синим — 30 линий/мм; сплошные линии — для сагиттальных структур, пунктирные — для меридиональных. Напомним, что в идеале кривые MTF должны быть параллельны горизонтальной оси, не иметь изгибов (подъемов и завалов) и располагаться как можно выше (к единице по оси ординат).
Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G
Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.8G
Быстрая оценка MTF указывает на то, что, в принципе, оба героя нашего обзора демонстрируют достаточно хорошие частотно-контрастные характеристики. При этом «младший брат» выглядит чуть более привлекательно по отношению к «старшему», и разрешение у него несколько выше, особенно при воспроизведении 30 линий/мм. Впрочем, MTF не дает представления о «характере» объектива — рисунке, структуре бокэ и других особенностях, которые у портретной оптики явно более значимы, чем резкость и даже контраст. Ниже мы еще займемся исследованием этих свойств, а теперь перейдем к изучению наших подопечных в тестовой лаборатории.
Лабораторный тест
Оба объектива могут похвастать высокой разрешающей способностью на уровне 80% и хорошей резкостью на краях кадра: разрешение в центре и на краю различается незначительно. Однако Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.8G демонстрирует куда бо́льшую стабильность разрешающей способности и ее более высокое среднее значение: во всем исследованном диапазоне диафрагмирования разрешение не опускается ниже 70%, что выглядит очень достойно.
Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G рисует заметные хроматические аберрации в центре кадра, но на краю хроматика практически отсутствует. У Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.8G хроматические аберрации едва заметны и присутствуют лишь на краях кадра.
Дисторсия в обоих случаях практически отсутствует.
Практическая фотосъемка
Полевые испытания объективов мы проводили в связке с камерами Nikon D810 и Nikon D850. При этом использовали следующие параметры:
- приоритет диафрагмы,
- центрально-взвешенный замер экспозиции,
- однокадровая автоматическая фокусировка,
- фокусировка по центральной точке,
- автоматический баланс белого (АББ).
Отснятые кадры сохранялись на носителе информации в виде несжатых RAW-файлов, которые впоследствии подвергались преобразованию в JPEG с минимальной компрессией. В ситуациях со сложным и смешанным характером освещения баланс белого корректировали вручную. В ряде случаев в интересах композиции прибегали к обрезке кадра.
Общие впечатления
«Старший брат» массивнее соперника, но не до такой степени, чтобы всерьез жаловаться на это. Более высокая светосила требует более значительной массы стекла внутри объектива, поэтому приходится мириться с такими обстоятельствами.
Приемы работы обоими испытуемыми совершенно одинаковые, никаких специальных привычек вырабатывать не требуется.
Классические репортажные снимки при одинаковом раскрытии диафрагмы (F1,8 и F2,8) демонстрируют весьма схожие результаты при использовании обоих объективов.
Сколько-нибудь существенных отличий нам выявить не удалось. Оба объектива демонстрируют практически одинаковую резкость, очень приятный рисунок и хорошо передают все богатство полутоновых переходов.
Попробуем выявить победителя при репортажной съемке диких животных (см. примеры ниже) с использованием одинаковых значений диафрагмы (F1,8).
Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G
Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.8G
Nikon D810; F1,8; 1/125 c; ISO 100
Nikon D810; F1,8; 1/125 c; ISO 100
Nikon D810; F1,8; 1/100 c; ISO 360
Nikon D810; F1,8; 1/100 c; ISO 220
В первой паре фото выигрывает Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.8G, а во второй победителем становится его старший соперник. Нам представляется, что видимые различия в резкости вызваны не спецификой объективов или снимаемых сцен, а микросдвигами, вызванными либо дрожанием камеры в руках фотографа, либо перемещениями животных. Коротко говоря, в такой ситуации нам не удается однозначно выявить превосходство одной модели над другой.
Студийная съемка
Обратимся теперь к результатам студийной съемки. Фото ниже были любезно предоставлены для обзора фотографом Петром Покровским. Он использовал для фотографирования камеру Nikon D850.
Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G
Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.8G
F1,4; 1/125 c; ISO 100
F8; 1/200 c; ISO 64
F5,6; 1/160 c; ISO 100
F2; 1/160 c; ISO 100
Определить на глаз, какой из соперников предпочтительнее, практически невозможно. Оба отлично выполняют свою работу и обладают весьма схожим рисунком.
Качество изображения
Займемся подробным сравнительным тестированием и оценим в одинаковой сцене качество изображения, которое они воспроизводят при одинаковых значениях диафрагмы на разных степенях диафрагмирования. Снимки ниже сделаны с Краснолужского моста возле Новодевичьей набережной (Москва) с использованием камеры Nikon D850.
Проработка деталей в центре великолепная во всех случаях. Вместе с тем, оба соперника отличаются сильным виньетированием на открытой диафрагме, но сильнее этот эффект выражен у Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.8G (на глаз — до −2 EV против примерно −1,5 EV у конкурента). В обоих случаях виньетирование корректируется приложением специфического профиля, но в случае с Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.8G оно не излечивается до конца. Впрочем, эти остаточные явления несложно исправить при постобработке. Эффект краевого затемнения сохраняется вплоть до F5,6, а при более сильном диафрагмировании уже не определяется.
Даже на открытой диафрагме конкуренты обеспечивают отличную резкость изображения в центре кадра. На краях она заметно снижается, но у Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G это снижение выражено сильнее. При F4 периферийная резкость выравнивается, и разница между соперниками не определяется. Центральная резкость достигает максимума при F5,6 и держится на этом уровне вплоть до F8, а при F11 начинает снижаться — по-видимому, из-за влияния дифракции.
Рисунок размытия заднего плана
Исследование качества размытия фона мы проводили при помощи камеры Nikon D810 в солнечный день на открытом воздухе (Кутузовский проспект, Москва). Для усложнения задачи мы снимали в контровом свете.
Первым обращает на себя внимание, естественно, виньетирование на открытых диафрагмах. Как уже было подмечено ранее, оно более выражено у Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.8G и не до конца исправляется приложением профиля при постобработке. Но это еще полбеды — выясняется, что «младший брат» весьма неуверенно чувствует себя в контровом свете. Начиная с F2 и далее кадры, снятые с помощью этого объектива, по оптической плотности оказываются существенно ниже, чем у соперника. Одновременно утрачиваются детали в зонах пересвета и заметно снижается общий контраст. К тому же все эти эффекты нарастают по мере диафрагмирования.
Рисунок размытия фона у «старшего» брата выглядит более привлекательным: зоны нерезкости с плавными светотональными переходами, пятна от источников света правильной формы, лишенные видимой структуры, мягкие и без резко очерченных границ.
По мотивам наших практических занятий становится ясно, что именно Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G относится к профессиональному классу оптики. Впрочем, по части резкости и детализации его соперник способен не только тягаться со «старшим братом», но даже опережать его.
Приведенные в материале фотографии и другие снимки, полученные в ходе практической фотосъемки, мы собрали в галереях без комментариев.
Галереи
Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G
Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.8G
Итог
Оба объектива — высококачественные оптические инструменты, обладающие отличным рисунком.
Более дорогой «старший брат» (Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.4G) обладает более высокой светосилой, диафрагмой из девяти, а не семи лепестков, имеет в оптической схеме на один элемент больше и заключен в корпус из металла. Он демонстрирует очень высокое качество размытия фона (бокэ), что особенно востребовано в портретной фотографии.
«Младшая» модель (Nikon AF-S Nikkor 85mm f/1.8G) намного легче и компактнее, уступает сопернику полступени в светосиле, оснащена диафрагмой из семи, а не девяти лепестков и заключена в корпус из композита, а не металла. По структуре бокэ и устойчивости в контровом свете она уступает старшей, а вот по резкости, как ни странно, выигрывает.
Авторские фотографии Михаила Рыбакова, сделанные с помощью 85-миллиметровых светосильных объективов Nikon AF-S, можно полистать в альбоме: ixbt.photo/? id=album:61177
Благодарим компанию Nikon за объективы и фотокамеру, предоставленные для тестирования