Как производится немецкая кухонная техника для приверженцев традиционного подхода к готовке
Мы никогда не отказываемся от предложений посетить производство, потому что понимаем, насколько это важно для отечественного потребителя: хотя бы не напрямую, через нас, но все-таки заглянуть одним глазком «на кухню» и увидеть, как делается то, что он потом увидит на прилавках. Да и вообще: существует ли некая компания на самом деле или размещается в глухой промзоне якобы «страны производства», в офисе площадью 9 м², а все остальное, включая этикетки, делают неутомимые жители Поднебесной империи? Интересно ведь. Да и полезно иногда.
Поэтому когда нам прислала приглашение немецкая компания Роммельсбахер (Rommelsbacher), мы, конечно, сразу же согласились. Тем более что ее продукции в нашем разделе было протестировано уже немало, и общее впечатление у нас сложилось весьма благоприятное: как правило, это было нечто металлическое, внушительное, простое и, судя по внешним признакам, надежное.
Самолет из Санкт-Петербурга до Мюнхена летит чуть меньше 3 часов, дальше нас повезли на автомобиле — это еще порядка 2 часов и чуть меньше 200 километров. Сам Динкельсбюль (тот, что за крепостной стеной, т. е. центр) представляет собой место настолько «открыточное», что, гуляя по его улицам, хочется подойти к каждому дому и пощупать, чтобы убедиться, что это не декорация.
История и современность
Компания Роммельсбахер (Rommelsbacher) была основана в 1928 году Густавом Роммельсбахером и с самого начала была предприятием фамильным — сейчас эстафету управления приняло уже третье поколение. Впрочем, предок был еще и скромным человеком, поэтому сначала компания называлась «robusta» (англ. robust — здоровый, крепкий, сильный, твердый). Как поется в известной песне, «Как вы яхту назовете — так она и поплывет»: Robusta весьма успешно «проплавала» до конца 80-х годов прошлого века, когда и получила новое название в честь фамилии владельцев. Решение о переименовании было принято после того, как руководство компании убедилось в невозможности официально зарегистрировать «robusta» в качестве торговой марки.
Новый офис расположен в том же месте, что и старый — просто расширилась занимаемая территория. Всего за последние 2 года в строительство было вложено около 7 миллионов евро, площадь зданий компании увеличилась на 65%. Нужно сказать, что решение о расширении принималось на основании вполне убедительных тенденций: в период с 2008 до 2014 года объем производства Роммельсбахер вырос в 2 раза.
Одними из первых изделий Роммельсбахер стали электрические плитки. Самая старая из сохранившихся моделей ныне занимает место на полочке в импровизированном «музее» прямо после входа в основное здание.
Как нам тут же объяснили, на данный момент ничем, кроме музейного экспоната, такая плитка быть не может, т. к. открытая спираль на керамическом основании сегодня является нарушением норм безопасности для кухонной техники.
Впрочем, вспоминая раритеты, которые можно иногда обнаружить на чердаке деревенского дома или достаточно старой дачи, мы бы не удивились, узнав, что какой-нибудь пожилой немец до сих пор пользуется такой плиткой — поколение наших дедушек и бабушек не имело привычки выбрасывать работающие вещи.
Кстати, именно спираль этой плитки легла в основу сегодняшнего логотипа компании: вы легко ее узнаете по раскаленно-красному цвету.
Современная техника Роммельсбахер не уступает по надежности старым образцам — по официальным данным, количество устройств, поступивших назад по гарантии, не превышает 1%. А вот возможности выросли: так, например, одна из последних разработок — стеклокерамический гриль, способный работать при температуре 300 °C. В компании утверждают, что такого пока не делает никто (хотя и не строят иллюзий, что останутся единственными долго).
Техника Rommelsbacher производится на одном собственном заводе, расположенном в Германии (здесь мы побывали) и контрактных предприятиях, расположенных в Китае, Турции и Италии. При этом, насколько мы поняли, в Китае и Турции производится в основном бюджетная техника, а итальянцам иногда доверяют делать модели вполне себе топового класса. Соотношение объемов техники, выпускаемой в Германии и за ее пределами, составляет примерно 50:50.
В свою очередь, Роммельсбахер также выпускает продукцию не только под основным брендом. Некоторые из них имеют территориальное происхождение (например, предназначены строго для региона ЮВА), некоторые — ценовое (та же техника, только по более гуманной цене). Вот, например, «азиатский» бренд.
Компания гордится тем, что работает не только на единичного конечного потребителя, но активно сотрудничает с различными организациями, причем при наличии неких специальных требований легко идет на внесение изменений в стандартные модели согласно пожеланиям заказчика. В качестве примеров были приведены многочисленные отели, военное министерство США (как мы предполагаем — казармы и прочие места проживания военнослужащих) и даже… тюрьмы. Тюремщики, например, выдвинули следующее требование: сделать так, чтобы устройство невозможно было разобрать с помощью стандартных легкодоступных инструментов.
Кстати, да — разумеется, от отеля, расположенного в Динкельсбюлле, для которого наши гостеприимные хозяева являются, безо всяких преувеличений, градообразующим предприятием, трудно было ждать чего-то другого, однако просто констатируем факт: варочная панель в гостиничном номере была, конечно же, производства Rommelsbacher. Стеклокерамическая, скромная, на две конфорки — отель, все-таки.
Напоследок упомянем, что в вопросах ассортимента компания придерживается строгой и последовательной позиции: Rommelsbacher — это электрическая техника для кухни. Никаких планов расширения сфер деятельности не имеется. Честно говоря, такая принципиальность нам пришлась по душе.
Ну, а теперь — на завод!
Производство
Нас провели по всем помещениям головного офиса: ресепшен, шоу-рум (он же — фирменный магазин, где любой может купить технику с хорошей скидкой), производственные и складские помещения, гарантийный отдел и лаборатория контроля качества, конструкторское бюро и офис.
Начали с производства. В этом помещении складируются собранные «полуфабрикаты», которые потом поступят в сборочный цех, чтобы стать готовыми изделиями. Например, нагревательные элементы для электроплиток. Кстати, они тоже полностью, от начала до конца, производятся самой компанией.
Поскольку за пределы Германии товары экспортируются в самые разные страны, в отдельных ящиках лежат электрические кабели с соответствующими вилками — для каждой страны своя.
Никаких суперсовременных роботов-автоматов мы не видели — все делается человеческими руками. Учитывая гибкую политику компании — согласие работать с относительно мелкими партиями и вносить изменения по пожеланию заказчика, — такой подход выглядит самым правильным: человек «перенастраивается» на порядок быстрее любого робота.
Детали для регулятора мощности. Поставишь одну — регулировка будет плавной, другую — ступенчатой. Старая добрая механика, никакой электроники.
На этом станке на металлические детали наносятся надписи.
Эта плитка пойдет явно не в Европу 😉
Кстати, один из очень немногих производственных процессов, которые немецкий завод вынужден отдавать на аутсорсинг — это эмалирование. Металлические заготовки делаются на заводе, потом отправляются «эмалировщикам» и возвращаются обратно на завод. Насколько мы поняли, правительство не очень охотно раздает лицензии на данный вид деятельности (может, «вредное» производство), и у Роммельсбахер этой лицензии нет.
Этот рабочий нарезает пенопласт для упаковки. Услышав русскую речь он немного удивился… и заговорил с нами по-русски. Спойлер: такую ситуацию мы наблюдали в дальнейшем не раз.
Промежуточный склад готовой продукции. Потом ее переместят на основной.
На коробках можно заметить название бюджетного бренда Роммельсбахер — Eltac.
В этом цеху производятся орудия производства. В Роммельсбахер привыкли все делать сами, даже пресс-формы.
А вот, собственно, и они.
Проволоку для спиралей тэнов и сами спирали делают тут же. Аутсорсинг привлекается только в тех случаях, когда без него не обойтись никак.
Металлическая деталь штампуется…
…С нее обрезается все ненужное…
…Пробиваются необходимые отверстия…
После чего заготовки отправляются в специальную мойку, где очищаются от масла.
Что еще в Роммельсбахер не делают сами — так это стеклокерамику. Но производитель выбран лучший из возможных.
Клеевой цех. Здесь стеклокерамические панели приклеивают к металлическому корпусу.
И вот — сборочный цех. Он же, кстати, по совместительству отдел контроля качества — те работники, которые собирают устройство, сразу после сборки проверяют его соответствие требуемым нормам. Проверяется каждое устройство.
Сборка разделяется на две категории. Первая — устройство от начала до конца собирает один человек. Как правило, это что-нибудь относительно простое, например, одноконфорочная электроплитка. В этом случае один работник одновременно собирает довольно большое количество однотипных приборов. После сборки он же их тестирует с помощью соответствующей аппаратуры.
Во втором случае мы имеем классический конвейер, где каждый выполняет одну или несколько операций.
Выполняющий финальную операцию потом производит тестирование.
Сборочный цех — самый большой, но и он не поражает размерами. В общем-то, Роммельсбахер — не такая уж большая компания, это не «монстр» вроде Bosch или Samsung. Но именно поэтому нам здесь и понравилось — как-то все камерно и душевно.
Кстати, мы, конечно, не успели пообщаться со всеми, но возникло впечатление, что русскоговорящих на сборке — большинство.
Склад готовой продукции
Отсюда отгружаются все заказы на продукцию немецкого завода — и локальные, в пределах Германии, и международные. Других складов в Германии у Роммельсбахер нет.
«Театр начинается с вешалки» ©, а склад, что логично — с завскладом. Этот серьезный мужчина вряд ли был рад тому, что его отвлекли от работы ради журналистов, но ни одним взглядом не выдал этого и согласился провести экскурсию по своим владениям.
Масштабы владений, и вправду, впечатляют.
Кстати, мы попросили директора производства хотя бы приблизительно оценить количество устройств, которые завод выпускает за рабочий день. Нам тут же объяснили, что в зависимости от того, какой сложности техника производится конкретно сегодня, этот показатель может очень сильно плавать, но мы настояли на том, чтобы была произнесена какая-нибудь оценочная средняя цифра. Было видно, что ему, как технарю, совершенно не нравится оперировать такой бессмысленной категорией как «средняя температура по больнице», но он все же удовлетворил наше любопытство: «в среднем около 500 единиц».
Склад — самый автоматизированный участок. Например, вот эта тележка (на фото снизу) способна сама доехать до конкретной нужной палеты и привезти ее кладовщику для погрузки на транспортер.
Управление осуществляется дистанционно, с пультов.
Когда мы спросили, по какому протоколу осуществляется беспроводная связь, нам рассказали про некие «фирменные технологии»… однако по всему складу поближе к потолку висят пронумерованные устройства, внешне очень сильно напоминающие роутеры Wi-Fi;)
Так выглядит типичный заказ на партию товара. Даже не зная немецкого, приглядевшись, легко понять, что партия очень маленькая — каждой позиции по 1 штуке, а всего — 6. Однако в Роммельсбахер гордятся тем, что они работают со всеми заказчиками, даже с некрупными.
…И даже с такими маленькими. Здесь вообще одна позиция, и уйдет заказ обычной почтой.
Мастерская гарантийного обслуживания
Сюда поступают устройства, которые сломались. Здесь их разберут, выяснят причину неисправности и если она является гарантийным случаем — отремонтируют. Со всей Германии техника стекается именно сюда. В Роммельсбахер любят выполнять гарантийные обязательства самостоятельно, и в этом нет никакого альтруизма, ведь такой подход обеспечивает очень интересную статистику: какие устройства ломаются чаще всего, какие узлы, не было ли в некой конкретной партии «всплеска» бракованных приборов, нет ли повышенного процента брака у какой-то бригады или даже конкретного человека. Все это учитывается, анализируется и делаются соответствующие выводы.
Диагностика…
…Ремонт…
…Послеремонтная проверка…
…И учет. Строгий учет! Это же Германия.
Лаборатория контроля качества
Здесь проверяются устройства, выпущенные на других заводах. Мы попали на удачный момент: опутанная температурными датчиками, тестировалась произведенная в Китае электродуховка. Температура верхней плоскости, стекла, внутренней поверхности открывающей ручки — все это должно соответствовать не только внутренним требованиям Роммельсбахер, но и весьма жесткому европейскому законодательству. «Обжегся, взявшись за ручку» — это не только бытовая неприятность, но и отличный повод засудить производителя и получить хорошую материальную компенсацию, от которой никто не откажется.
Судя по графикам на мониторе, все хорошо.
Однако дополнительно взглянуть на общую картину тепловизором все равно не помешает.
Тут же нам рассказали об общих принципах работы с контрактными поставщиками: сначала на завод высылается техническая документация, потом, когда поступит сигнал о готовности — туда выезжает представитель Rommelsbacher, который должен подтвердить готовность поставщика к выполнению контрактных обязательств. После того, как он это сделает, пробная партия высылается в головной офис, и ее тщательно тестируют в этой лаборатории.
Было несколько случаев, когда, несмотря на многоступенчатую проверку, завод «заваливал» самый последний тест. В этом случае вся партия уничтожалась, а контракт расторгался.
Конструкторское бюро
Это довольно большая комната, в которой на момент нашего визита находился один человек, рассматривающий в SolidWorks модель одного из новых электрогрилей.
Тут же, на столе, лежала рассматриваемая деталь «живьем». По всей видимости, инженер-конструктор прикидывал возможность какой-то модификации.
Шоу-рум
В шоу-руме (который, как мы уже писали, одновременно является единственным в Германии фирменным магазином Роммельсбахер) выставлены образцы большинства продукции — как немецкого завода, так и произведенной по контракту другими фабриками.
Посмотреть здесь есть на что, но нас больше всего впечатлили… кипятильники. Даже трудно себе представить, что подобные приборы делаются в «просвещенной Европе». А представители компании заверили нас, что не только делаются, но еще и весьма неплохо продаются!
Тут же нам продемонстрировали преимущества одной из самых традиционных моделей электрической духовки. Производятся они сейчас в Китае — прибор по здешним меркам простейший. Что, однако, не умаляет продуманности и надежности конструкции — она-то немецкая.
Показали в работе современный мощный блендер.
И напоили соком из шнековой соковыжималки.
На этой радостной гастрономической ноте экскурсия закончилась.
Заключение
Скажем честно: ожидали мы несколько другого. Кварталов громадных цехов, забитых под завязку станками с программным управлением, важно расхаживающих между ними людей в стерильных белых халатах… ну, в общем — «хайтека». Это же Германия — промышленный лидер!
Поэтому нам еще больше понравилось то, что мы увидели: уютное семейное предприятие, выпускающее простую, понятную, дружелюбную кухонную технику, где каждый экземпляр собран и протестирован человеческими руками. Она не подключается к интернету, не управляется со смартфона — ей это не нужно. Девиз Rommelsbacher на немецком звучит как «Freude am kochen», в буквальном переводе на русский — «Радость готовить». И мы легко представляем себе, как Густав Роммельсбахер, получив в распоряжение самый современный прибор производства основанной им компании, начинает с его помощью готовить, потратив на освоение минут 5 — больше не потребуется.
Символично, что эти полезные, удобные и одновременно очень простые и понятные устройства продолжают делать в одной из самых высокотехнологичных стран Европы, и спрос на них не только не падает, но стабильно растет. Есть в этом какой-то намек. Может, мир несколько подустал от «хайтека»?