Прoизвoдитeль
Canon
Дaтa aнoнсa
фeврaль 2015 г.
Тип
свeрxширoкoугoльный зум
Срeдняя цeнa
виджeт Яндeкс.Мaркeт
Рoзничныe прeдлoжeния
виджeт Яндeкс.Мaркeт
Нa сaйтe прoизвoдитeля гeрoй нaшeгo тeстa нaзывaeтся прямoлинeйным зум-oбъeктивoм с сaмым ширoким углoм oбзoрa (по состоянию на 6 февраля 2015 г.). Насколько нам известно, этот рекорд и по сей день остается рекордом; сделать зум для полного кадра с фокусным расстоянием 11 мм — задача архисложная. Уточним: речь идет о прямолинейном зум-объективе, то есть о зуме, который старается прямые линии оставить прямыми, хотя на краю кадра они, как правило, все равно становятся дугами. Но фотографируемое пространство прямолинейный объектив искажает не так сильно, как «рыбий глаз».
Давайте посмотрим на ТТХ объектива, чтобы сразу понять, чем еще он может похвастаться.
Технические характеристики
Байонет
Canon EF
совместим с байонетом Canon EF-S, может использоваться с камерами APS-C
Фокусное расстояние
11 — 24 мм для полного кадра
17,6 — 38,4 мм для формата APS-C
Максимальная диафрагма
f/4,0
Минимальная диафрагма
f/22
Число лепестков диафрагмы
9 (круглое отверстие диафрагмы)
Оптическая схема
16 элементов в 11 группах
Минимальная дистанция фокусировки
0,28 м
Угол обзора
126°05′ — 84° по диагонали (для полного кадра)
Максимальное увеличение
0,16× для полного кадра
Автофокусировка
внутренняя
Привод автофокуса
кольцевой ультразвуковой привод (USM)
Стабилизация
нет
Защита от пыли и влаги
нет данных
Резьба для светофильтров
нет
Размеры (диаметр/длина)
∅108/132 мм
Вес
1180 г
Особенности
- сверхширокий угол обзора
- металлический корпус
- постоянная светосила во всем диапазоне фокусных расстояний
- минимальная дистанция фокусировки — 0,28 м
Здесь, кроме необычайно широкого угла (максимум — 126°05′ по диагонали), мы не увидим ничего сверхъестественного. Объектив у Canon получился довольно тяжелым, со сложной оптической схемой. Данных по его защите от пыли и влаги у нас нет. Да и вообще, мы столкнулись с довольно странной ситуацией, когда не обнаружили спецификации ни на русском, ни на английском сайте Canon, а на американском — только краткий перечень характеристик. Так что данные для нашей таблицы пришлось собирать по крупицам на заслуживающих доверия источников.
Но при этом мы убедились, что словесные характеристики на сайте производителя соответствуют действительности: объектив очень быстро фокусируется, дает весьма качественную картинку и обладает довольно высокой светосилой. Причем светосилу и качество картинки обеспечивают, в частности, три разных покрытия линз объектива. Это можно измерить, это видно по тестовым фотографиям. Хотя (тоже странно!) производитель не уточняет, какие именно покрытия нанесены на линзы Canon EF 11–24mm f/4L USM.
Конструкция, дизайн, управление
Итак, мы уже установили, что Canon EF 11–24mm f/4L USM — объектив солидный, весит почти 1,2 кг. Несмотря на относительно небольшую длину 132 мм, объектив кажется довольно крупным, его максимальный диаметр больше 10 сантиметров (108 мм). Еще мы знаем, что Canon EF 11–24mm f/4L USM — уникальный сверхширокоугольный зум-объектив (что объясняет его весьма высокую цену). При этом у нас нет данных о его пыле- и влагозащите. Скорее всего, объектив защитой не обладает, так что тем, кто намерен использовать его для съемки в горах (например), придется защищать его самостоятельно.
Мы не стали здесь помещать оптическую схему Canon EF 11–24mm f/4L USM (ее довольно просто найти в Сети). Вместо схемы поместили фотографию объектива в разрезе — эта фотография лучше схемы показывает, насколько сложна конструкция сверхширокоугольного зума. Из официальных источников нам известно, что в схеме используются асферические и низкодисперсионные линзы. Но это мало о чем говорит — такими линзами сегодня оборудован почти каждый объектив.
Поскольку передняя линза объектива выпуклая (сильно выпуклая), он оборудован несъемной блендой, которая по совместительству защищает переднюю линзу от механических повреждений. Крышка крепится к бленде.
На этом кадре хорошо видно, насколько сильно выдается передняя линза. Разумеется, при таком переднем «стекле» навинтить дополнительный фильтр практически невозможно. Поэтому у Canon EF 11–24mm f/4L USM нет резьбы для фильтров.
Вид сзади нас ничем не удивит, здесь мы видим обычный байонет Canon EF. В теории объектив можно использовать и с камерами формата APS-C c байонетом Canon EF-S. Но смысла в этом нет никакого: при увеличении фокусного расстояния объектив потеряет свою уникальную сверхширокоугольность.
Управление объективом обычное: у него есть переключатель «Ручной/Автоматический АФ», шкала фокусировки и два кольца для зумирования и ручного фокуса. Как видите, максимальный диаметр определяется передней линзой, а за ней объектив становится заметно у́же.
Мы познакомились с внешним видом Canon EF 11–24mm f/4L USM и даже увидели его в разрезе, так что смогли составить некоторое представление о том, насколько сложно он устроен. Но в конце концов потребитель покупает не сложность, а возможности, качество работы. Так что мы плавно переходим к лабораторному тесту, который покажет нам, какую картинку выдает Canon EF 11–24mm f/4L USM. Надеемся, результаты теста нас не разочаруют.
Разрешение, аберрации (лабораторный тест)
Фокусное расстояние 11 мм
При сверхшироком угле наш объектив дает заметную дисторсию по вертикали (порядка −3,8) и умеренную дисторсию по горизонтали (порядка −0,96). Если учесть, насколько широкое пространство объектив «сворачивает» в прямоугольный кадр, даже заметная вертикальная дисторсия демонстрирует классную работу оптики.
Разрешение
Хроматические аберрации
центр кадра
край кадра
центр кадра
край кадра
на всех скриншотах верхний ряд: f/4,0 — f/5,6 — f/8,0, нижний ряд: f/11 — f/16 — f/22
При этом разрешение в центре кадра держится на очень высоком уровне — выше 0,8 линии на пиксель от самой широкой диафрагмы и до f/16. А на самой узкой f/22 падает до 0,7 линии (что тоже очень и очень неплохо). Но на краю кадра разрешение заметно отстает. Только в диапазоне f/6,3 — f/13 оно поднимается выше 0,8 линии на пиксель, а по краям рабочего диапазона (f/4 — f/22) падает до 0,6–0,65 линии.
Хроматические аберрации практически незаметны в центре кадра, но на краях — заметны, держатся на уровне 5%.
Кроме оценки дисторсии мы в последних обзорах приводим угловой фрагмент снимка — он хорошо демонстрирует, как искажаются прямые линии на периферии кадра. Здесь мы видим знакомые «змейки»: вертикальные прямые линии начинают изгибаться «змейками». Но для широкоугольных прямолинейных объективов это нормальная картина.
Фокусное расстояние 16 мм
Переходим к среднему фокусному расстоянию 16 мм. На самом деле, 16 мм только для героя нашего теста можно назвать «средним» фокусным расстоянием, а по общим меркам оно весьма широкоугольное. И в тесте сверхширокоугольных зум-объективов Canon EF 16–35mm на ФР = 16 мм мы видели весьма заметную вертикальную дисторсию порядка D = −2,9. Но создатели Canon EF 11–24mm f/4L USM на этом фокусном расстоянии умудрились почти полностью избавить объектив от дисторсии (по вертикали D = −0,74).
Разрешение
Хроматические аберрации
центр кадра
край кадра
центр кадра
край кадра
на всех скриншотах верхний ряд: f/4,0 — f/5,6 — f/8,0, нижний ряд: f/11 — f/16 — f/22
Разрешение и в центре кадра, и на краю остается очень высоким вплоть до диафрагмы f/18, и только на самых узких f/20 и f/22 оно сильно падает в центре кадра и очень сильно на краю.
«Хроматика» также остается практически незаметна в центре кадра, но на краю колеблется в диапазоне от 4% до 8%.
Фокусное расстояние 24 мм
Увеличиваем фокусное расстояние до 24 мм. Здесь, на относительно узком угле, дисторсия становится «подушкообразной», но почти такой же малозаметной, как на ФР = 16 мм: не более D = 1,4 по вертикали.
Разрешение
Хроматические аберрации
центр кадра
край кадра
центр кадра
край кадра
на всех скриншотах верхний ряд: f/4,0 — f/5,6 — f/8,0, нижний ряд: f/11 — f/16 — f/22
Разрешение продолжает оставаться на очень высокой отметке, выше 0,8 линии на пиксель, практически во всем диапазоне раскрытия диафрагмы. И лишь на самой узкой f/22 падает до 0,7 линии. Причем на краю кадра разрешение лишь незначительно отстает от центра.
А «хроматика» продолжает радовать нас в центре кадра (здесь ее практически не видно) и чуть-чуть печалить на краю (держится на уровне порядка 5%).
Итоги лабораторного теста
Теперь мы можем подвести итоги лабораторных тестов. Еще раз подчеркнем, что объектив Canon EF 11–24mm f/4L USM является уникальным сверхширокоугольным прямолинейным зумом. В этом классе объективов Canon добился рекордного фокусного расстояния 11 мм и рекордного угла обзора — 126°05′ — 84°00′ по диагонали. Для сравнения: близких результатов добились создатели Sony FE 12–24mm f/4 G (максимальный угол обзора 122°00′ — 84°00′, цена порядка 135 тысяч рублей) и Sigma 12–24mm f/4 DG HSM Art (максимальный угол обзора 122°00′ — 84°06′, цена порядка 95 тысяч рублей).
При своей уникальной сверхширокоугольности Canon EF 11–24mm f/4L USM может похвастаться очень хорошо выправленной дисторсией: даже на 11 мм мы наблюдаем лишь умеренную «бочку», а на более длинных фокусных расстояниях дисторсия практически сведена к нулю. При этом объектив держит очень высокое разрешение в диапазоне f/4 — f/16 и в центре кадра, и на краю. Лишь на «коротком фокусе» 11 мм разрешение на краю кадра заметно отстает от центра. Хроматические аберрации почти незаметны в центре кадра и умеренно заметны на краю.
Что касается высокой цены объектива, то она вполне оправдана. Во-первых, высоким уровнем характеристик. Во-вторых, уникальностью. Мы назвали двух основных конкурентов нашего героя — это объективы Sony FE 12–24mm f/4 G и Sigma 12–24mm f/4 DG HSM Art. Они (по паспортным характеристикам) лишь немногим уступают Canon EF 11–24mm f/4L USM, и высокая цена первого конкурента лишь подчеркивает разумную цену Canon EF 11–24mm f/4L USM. Правда, стоимость второго конкурента ставит ее под сомнение, но для сравнения этих объективов недостаточно даже полноценного лабораторного теста. Есть еще нигде не декларируемые надежность, скорость фокусировки при недостаточном освещении… В конце концов, лучшим обоснованием цены служит репутация производителя —, а с репутацией у корпорации Canon все хорошо.
Практическая фотосъемка
Полевые испытания объективов мы проводили в связке с камерой Canon EOS 5D Mark IV. При этом использовали следующие параметры:
- приоритет диафрагмы,
- центрально-взвешенный замер экспозиции,
- однокадровая автоматическая фокусировка,
- фокусировка по центральной точке,
- автоматический баланс белого (АББ).
Отснятые кадры сохранялись на носителе информации в виде несжатых RAW-файлов, которые впоследствии подвергались преобразованию в JPEG со минимальной компрессией. В ситуациях со сложным и смешанным характером освещения баланс белого корректировали вручную. В ряде случаев в интересах композиции прибегали к обрезке кадра.
Общие впечатления
Canon EF 11–24mm f/4L USM крупноват в длину и ширину и весьма тяжел, но такова разумная плата за возможность использовать максимальный угол обзора при фокусном 11 мм — аналогичной возможности нет у других объективов Canon и вообще полнокадровой оптики для зеркальных камер. Единственным аналогом (но для дальномерных камер Leica и «беззеркалок» Sony) является Voigtlander Hyper Wide Heliar 10mm F5.6, обошедший нашего сегодняшнего героя на 1 мм. Однако он лишен автофокуса, проигрывает целую ступень в светосиле, и его никак нельзя установить на зеркальные камеры из-за слишком малого рабочего отрезка.
Передний элемент крутым горбом выпячивается вперед, и соображения его сохранности потребовали снабдить объектив несъемной блендой, которая совершенно не защищает от боковой засветки, но выполняет функции «предохранителя» крупного наружного стекла. По этой причине нашему подопечному нельзя вкрутить спереди традиционные светофильтры, но можно использовать гелевые, для которых предусмотрена монтажная рама позади задней линзы. Мы не знаем, какую практическую ценность может иметь подобное решение, так как за 40-летнюю практику фотографии никогда этим не пользовались.
Объектив рисует в кадре правильные прямоугольники почти без видимых признаков дисторсии. Но для обеспечения этой его возможности при кадрировании нужно быть предельно внимательным, чтобы не допустить возникновения перспективных искажений (схождения параллельных линий по горизонтали и вертикали). Впрочем, подобные искажения иногда помогут сделать снимок более выразительным, причем выраженность такого акцентирования будет тем сильнее, чем больше угол обзора. На практике это чаще всего применяется для подчеркивания фактуры облаков на небе и для добавления привлекательности «сумасшедшей геометрии» — например, как на первом снимке, который мы предлагаем вниманию читателей.
Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим». Истра Московской обл.
11 мм; F8; 1/125 c; ISO 100
На этом фото можно по достоинству оценить и широчайший охват сцены, и влияние перспективных искажений: вертикальные линии расходятся кверху, но это сделано намеренно, чтобы подчеркнуть активность арки, расширяющейся снизу наверх.
Анализ качества изображения
Следующий кадр скомпонован классически, чтобы не допустить возникновения перспективных искажений. Условия съемки этой сцены были отличными, словно по заказу. Освещение очень благоприятное: с одной стороны, желанный солнечный свет, а с другой — свет не слишком интенсивный, так как фильтруется легкой облачностью, и тени поэтому достаточно мягкие. Прикроем диафрагму, как это принято при съемке ландшафтов, и установим среднее фокусное расстояние.
Вознесенский собор. Звенигород Московской обл.
17 мм; F8; 1/500 c; ISO 100
В таких идеальных условиях объективу работать легко, и он демонстрирует, пожалуй, максимум своих возможностей. АББ отработал хорошо и не ошибся. Самые мелкие детали изображения воспроизведены во всех подробностях как в ярких светах, так и в глубоких тенях. Резкость в кадре отличная, детализация богатая.
Следующие два снимка требуют от Canon EF 11–24mm f/4L USM побольше, чем предыдущий. Обе сцены в контровом свете, и хотя солнце полуприкрыто, контраст облаков и неба несколько снижен из-за неблагоприятного освещения. Впрочем, при столь значительных углах обзора, как у нашего подопечного, на открытом воздухе солнце довольно часто попадает в кадр, и вывести его за пределы поля обзора невозможно, не исковеркав композицию. Поэтому «противосолнечный талант» для такой оптики следует считать обязательным качеством.
Храм Рождества Богородицы. Саввино-Сторожевский монастырь. Звенигород Московской обл.
11 мм; F8; 1/1000 c; ISO 100
Церковь св. праведного Александра Невского. Княжье Озеро Московской обл.
13 мм; F8; 1/800 c; ISO 100
Солнце слегка маскировано облачностью, поэтому никаких паразитных эффектов в виде рефлексов с поверхностей линз мы не видим. Детализация отличная в центре и хорошая на периферии. Не слишком явное падение резкости можно заметить в самых дальних углах. Но «прелести» контражура обнаруживаются как результат работы автоматики камеры Canon 5D Mark IV: на левом снимке из-за угрозы переэкспонирования ярких светов автоматика допустила недодержку в тенях примерно на 1,5 ступени (что при столь выраженном перепаде яркостей вполне объяснимо), а на правом фото видно, что экспозиция была рассчитана по теням в центре, и небо оказалось чуть пересвеченным. Однако все это не имеет отношения к специфике работы оптики… А вот и она, эта самая специфика.
Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим». Истра Московской обл.
11 мм; F8; 1/250 c; ISO 100
Солнца в кадре нет, оно за пределами поля зрения объектива. И тем не менее, примерно на 10 часах хорошо заметна целая «стая зайцев» — отражений с поверхностей линзовых элементов нашего подопечного. Мы сходу насчитали десять артефактов. Что и говорить, это довольно неприятно и весьма обидно. Впрочем, невероятное случается только в сказках, и было бы наивно ожидать отсутствия рефлексов у оптического инструмента с минимальным фокусным 11 мм.
Давайте посмотрим на это явление еще раз в той же географической локализации, повернув оптическую ось объектива примерно на 90° в горизонтальной плоскости. Снимок сделан при фокусном расстоянии 24 мм; F8; 1/1250 c; ISO 100 в разных вариантах постобработки.
JPEG из камеры
без коррекции
приложение профиля в Adobe Camera RAW
+1 EV и коррекция цветности вручную
Верхний левый вариант показывает, как работает автомат: дисторсия и виньетирование исправляются, недодержка компенсируется наполовину. Приложение профиля в Adobe Camera RAW делает то же, но оставляет более заметной недодержку. Только прямое вмешательство при постобработке (вариант справа внизу) позволяет придать снимку должный вид, причем для этого требуется поднять исходную экспозицию на одну ступень. Но к чему все это? К тому, что даже после поворота на 90° при сохранении такого же вертикального наклонения, как на предыдущем снимке, мы вновь видим рефлексы с поверхностей линз, но уже на 12 часах. Кстати, кроме пятен заметны еще и лучистые артефакты.
А вот снова церковь Александра Невского в поселке Княжье Озеро, но теперь на ее колокольню проецируются те самые «зайцы», которых так не хочется видеть. Приведем опять четыре картинки с разным подходом к коррекции при постобработке.
JPEG из камеры
без коррекции
приложение профиля в Adobe Camera RAW
+1 EV и коррекция цветности вручную
Вновь для получения удовлетворяющего нас результата требуется ручная работа (вариант справа внизу).
Добавим позитива. На следующем снимке музейно-выставочного комплекса «Новый Иерусалим» в контражуре (11 мм; F11; 1/1000 c; ISO 100) можно наблюдать очень приятную глазу «лучистость» солнца. Мы достаточно сильно «прикрыли» диафрагму, но при ее девяти скругленных лепестках картина получается очень привлекательной. Кстати, от «зайцев» не осталось и следа.
Отличные «лучики» вокруг солнца при F11 и ни следа паразитных отражений
Получается, что Canon EF 11–24mm f/4L USM при съемке в контражуре заставляет фотографа быть очень внимательным к таким обстоятельствам, как высота стояния солнца, даже если его нет в кадре.
А что же при съемке в помещении? Обратимся к снимкам в Вознесенском соборе Звенигорода, сделанным при максимально раскрытой диафрагме и выдержке 1/40 с. Светлая сцена слева снята при 11 мм и ISO 800, темная сцена справа — при 13 мм и ISO 500.
светлая сцена
темная сцена
Нам представляется, что результаты вполне хорошие. Конечно, на самых краях кадров по длинным сторонам заметно падение резкости, но общая картина достаточно приятная. АББ кренится в сторону холодных тонов, но это можно понять, поскольку снимали мы в помещении, а основной свет — вторично отраженный дневной, падающий из окон. При рассматривании снимков в масштабе 1:1 чуть смущают «шумовые загрязнения», которым впору быть менее выраженными при относительно невысоких ISO, но это вина не оптики, а камеры. Именно из-за шумов страдает детализация в дальних углах обеих фотографий. Впрочем, эффект выражен слабо и не портит снимков.
Вот еще одно фото при искусственном освещении в выставочных залах музейного центра «Новый Иерусалим», сделанное при 21 мм; F4; 1/40 c; ISO 320. Показываем четыре картинки с разными вариантами коррекции при постобработке.
JPEG из камеры
без коррекции
приложение профиля в Adobe Camera RAW
+1 EV и коррекция цветности вручную
Исходный вариант освещения — светодиодные лампы «белого» света. Извинимся за АББ: он, вероятно, не понял этого обстоятельства и представил сцену неверно; внутрикамерная коррекция (слева вверху) сделала спектр более желтым, и только ручные установки (справа внизу) позволили довести все «до ума».
Несмотря на относительно невысокие ISO 320, заметен шум (вина камеры), который скрадывает детали изображения и, например, делает совершенно неразличимым текст атрибуции портрета девочки на колонне — предполагалось, что будет читаемым хотя бы название.
Периферийная нерезкость выражена меньше, чем в предыдущих сериях — по-видимому, спасает более высокий контраст деталей. Но по краям кадра в масштабе 1:1 заметны выраженные хроматические аберрации (слева фиолетовые, справа красные). Безусловно, это допустимо (даже при фокусном 21 мм) и должно исправляться при приложении профиля, но аберрации почему-то не удаляются до конца.
Значительно лучше выглядит другой снимок, сделанный там же при F4; 1/30 c; ISO 250.
Коллекция русского искусства XVIII–XX вв. Музейно-выставочный центр «Новый Иерусалим». Истра Московской обл.
Даже в масштабе 1:1 видим, что резкость очень высока не только в центре кадра, но и на самом краю. Это помогает точно передать фактуру стен и даже дает нам возможность прочитать, чей портрет висит справа. Отличная работа!
Остальные фотографии мы решили собрать в галерее (в конце статьи) без дополнительных комментариев и подписей. Данные Exif сохранены и доступны при загрузке.
Итог по практической фотосъемке
Canon EF 11–24mm f/4L USM — уникальный, не имеющих аналогов в «зеркальном мире» объектив с максимально возможным на сегодняшний день углом обзора. Он рисует почти идеально правильные прямоугольники без следов «подушки» или «бочки». Резкость в центре кадра отличная, по краям — хорошая. Цветопередача адекватная, если меньше доверять АББ камеры и брать дело в свои руки. На практике это означает более значительные трудозатраты при постобработке, но с лихвой окупается качеством полученного результата.
Этот оптический инструмент очень требователен к фотографу, так как недолго испортить снимок появившимися не к месту перспективными искажениями и паразитными отражениями с поверхностей линз («зайцами»). Ситуацию осложняет то, что упомянутые отражения возникают не только в тех случаях, когда обнаженное солнце попадает в кадр, но и просто при неподходящем угле падающих лучей. К тому же они не всегда различимы при кадрировании, и их часто можно обнаружить лишь post factum, когда поделать уже ничего нельзя.
Мы полагаем, что Canon EF 11–24mm f/4L USM — ценнейший инструмент для профессиональной работы. Его можно использовать не только по основному назначению, то есть для съемки пейзажей и ландшафтов, но и для репортажа, особенно если хорошо продумать сюжет снимка и использовать всю специфику «широкого угла» на благо замыслу.
Галерея
Авторские альбомы фотографий Михаила Рыбакова можно посмотреть здесь:
Редакция выражает благодарность компании Canon за предоставленную на тестирование фототехнику