Евгений Курт, управляющий партнёр конструктора сайтов uCoz, в интервью «Рунетологии» рассказал о ситуации на рынке конструкторов, требованиям бизнеса к посадочным страницам и о модели freemium для современных digital-продуктов.
Евгений Курт, управляющий партнёр компании uCoz, совместно с партнёрами создал сервис uCoz.ru в 2005 году. Сегодня на uCoz работает более 1 млн сайтов. На также принадлежащем ему Narod.ru — более 2 млн сайтов.
Ситуация на рынке конструкторов
Сайты — история долгая и стабильная. Большинству из тех, кто начинает продажи в Instagram или на Avito, сайт действительно ни к чему. Однако организовать продажи в соцсетях — прекрасный первый шаг для тех, кто понял, что в интернете быть необходимо. Со многими задачами по-прежнему лучше справляются сайты.
Особая статья — это маркетплейсы. Не только товарные типа eBay и AliExpress, но и маркетплейсы услуг, например, YouDo. Уборщице или мастеру маникюра точно не нужен сайт — достаточно маркетплейса. Зато большому салону нужен, как и раньше.
Присутствие исключительно в соцсети накладывает ограничения на маркетинг.
Даже контекстную рекламу полноценно не дашь. Бизнесу чаще всего важно, чтобы его можно было найти в Сети, через поисковик.
Маркетинговый бюджет у uCoz минимальный, главным образом для внутренних активностей. В нише «полухардкорных» конструкторов сайтов аналогов у uCoz, наверное, нет. А вот в случае с WYSIWYG-конструкторами конкуренция острая.
WYSIWYG-конструктор (аббревиатура от англ. what you see is what you get — «что видишь, то и получаешь») — интерфейс с наглядным отображением изменений в процессе редактирования, близким к конечному результату.
Рынок сложный, с огромным количеством игроков, зато реально существующий. Тяжелее, когда ты не знаешь, есть ли вообще у тебя рынок. Делаешь что-то, делаешь, а рынок никак не образуется.
Уже недостаточно быть лучше с точки зрения продукта, нужно быть лучше и с точки зрения маркетинга.
Wix — наш конкурент на российском рынке. Тем интереснее и тем сложнее для нас. Однако даже без внушительных маркетинговых бюджетов и с меньшим размахом по части разработки, мы оказались способны делать конкурентоспособный продукт и обеспечить uKit примерно те же темпы роста, что и у Wix. Плюс у нас есть амбиции и вне рынка конструкторов сайтов.
Сейчас в мире набирает обороты направление генеративного дизайна.
Генеративный дизайн связан с использованием нейронных сетей и искусственного интеллекта. Туда движется Wix, туда движемся и мы. Пока речь скорее о разработке, чем о готовых решениях. Есть вызовы, есть о чём мечтать.
Модель freemium в digital-бизнесе
Мы запустили uKit мы на базе premium: пробуешь бесплатно, а дальше плати. Затем провели сплит-тесты, чтобы проверить, как люди станут реагировать на то, что по завершении пробного периода мы будем добавлять какой-то баннер, вводить другие ограничения.
Пользователь рублём доказал, что ему больше нравится freemium-модель. Когда можно пользоваться бесплатно, пусть и с какими-то ограничениями, бесконечно долго, он платит лучше, чем если ему говоришь: «Всё, сайт закрыт, пока не заплатишь». Почти у всех заметных игроков рынка, кроме, пожалуй, Squarespace, есть freemium.
В digital-бизнесе уместность модели freemium зависит от сложности продукта. Надо тестировать.
uCoz сегодня
Мы, как и раньше, отвечаем за обеспечение паблишинга в Сети. Есть uCoz, есть конструктор сайтов для бизнеса uKit. Мы предлагаем набор инструментов для веб-мастеров и владельцев сайтов.
Совокупный суточный трафик сайтов на uCoz порядка 6–7 млн уников, включая мобильную аудиторию. Месячный — более 120 млн уникальных устройств. Сайтов на Narod.ru сейчас больше 2 млн, тогда как трафик и посещаемость там заметно ниже, чем на сайтах uCoz.
Narod.ru, который когда-то принадлежал «Яндексу», достался нам несколько лет назад. Бренд старый, со старыми доменами. Сейчас технологически они функционируют на платформе uCoz. «Живых» сайтов осталось не так уж много: большую часть мы уничтожили как неактивные. Вычистили великое множество дорвеев и прочего вредоносного спама.
Дорвей (от англ. doorway — входная дверь, портал) — сайт, заходя на который пользователь автоматически перенаправляется на другой ресурс, обычно не связанный с исходным поисковым запросом; инструмент «чёрного SEO».
Недавно мы запустили uCalc, позволяющий создавать калькуляторы на сайтах. Изначально хотели использовать стороннее решение, но не нашли такого на рынке. Есть uSocial — кнопки шаринга в соцсетях. Все эти субпроекты комплементарны конструктору сайтов.
У малого бизнеса формируется привычка использовать в качестве площадок для «приземления» трафика так называемые одностраничники, они же landing pages — «посадочные страницы».
Опорные понятия для посадочных страниц — конверсия и лид. Что должен давать конструктор лендингов — только ли собирать страничку? Это базовая потребность, без неё нельзя сделать следующий шаг. Но вообще нужно помогать продавать: хотя бы аналитикой на первом этапе, а на втором, возможно, автоматизируя ту же контекстную рекламу.
Одностраничник — частный случай сайта, и к лету мы собираемся на базе своего uKit выкатить сервис под рабочим названием uLanding. Это инструментарий для создания посадочных страниц с A/B-тестированием, рассчитанный скорее на маркетологов. С аналитикой и другими вещами для работы на профессиональном уровне.
В 2017 году я веду компанию в первую очередь к прорывам на рынке. Задачи продать бизнес конкретному стратегу никогда не существовало. Может ли она появиться? Может. Но вот в чём сложность. Кто способен выступить в роли стратега для конструктора сайтов? Таких компаний мало.
Еще в подкасте
- конкуренция с гигантом Wix;
- финансовое положение международных флагманов рынка;
- годовые обороты российского рынка конструкторов сайтов;
- противники и сторонники модели freemium;
- выход Mail.ru Group из бизнеса uCoz.
Мнение автора и редакции может не совпадать. Хотите написать колонку для «Нетологии»? Читайте наши условия публикации.