Существует много спекуляций на тему подсознательной памяти человека, приписывающие ей такие сверхъестественные свойства, как бесконечные объем и срок хранения.
Считается, что доступ к подсознательной памяти открывается во время сна, когда человека посещают сновидения, в которых он может увидеть решение тех задач, над которыми он безуспешно трудился в течение дня.
Примеры открытий, сделанные учеными во время сна, вдохновляют желающих получить доступ к своей подсознательной памяти. Для них организуются курсы под названием «Подсознание может все!», обещающие повышение интеллектуальных способностей путем обучения доступу к подсознательной памяти, которая преподносится, как кладезь знаний.
Действительно ли значение подсознательной памяти в мыслительном процессе человека так велико и не принижается ли при этом роль ее сознательной составляющей?
Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим одну интересную особенность сновидений, а именно их черно-белый характер, что позволяет предположить, что цветовосприятие человека, есть функция сознания и цветные картины хранятся только в его сознательной памяти.
В пользу этого предположения могут говорить следующие факты:
Младенец рождается дальтоником, способность к цветовосприятию и сознание возникают у него примерно в одно время.
Представители животного мира, как предполагается, обладающие зачатками сознания: обезьяны и дельфины видят мир также в цвете, с поправками у последнего на водную среду его обитания.
Если сознательную и подсознательную составляющие человеческой памяти представить в виде единой картины, то подсознательная на ней будет выглядеть черно-белым фоном, а сознательная в виде цветных фрагментов.
Т.е. процесс запоминания можно сравнить с рисованием картины, где подсознание быстро рисует черно-белыми красками фон всего того, что мы слышим, видим, и т.д., а сознание наносит медленно лишь цветные фрагменты того, что удостоилось нашего внимания.
Получается подсознательная память лишь черно-белый фон, дополняющий хранящуюся в памяти картину реальности с яркими цветными фрагментами сознательной составляющей памяти.
Если черно-белый фон и цветные фрагменты картины только вместе могут передать замысел художника, так и полная картина реальности в нашей памяти может состоять только из двух составляющих: сознательной и подсознательной.
Если днем сознание, обращаясь к памяти, не замечает ее черно-белую подсознательную часть, а видит лишь яркую, цветную сознательную, то во время сна ему открывается черно-белый фон подсознания.
Вспомнить полную картину, совместив цветные фрагменты картины памяти и ее черно-белый фон увиденный во сне, удается не всегда, т.к. сны имеют свойство быстро забываться.
Если фон художественной картины логически связывает ее фрагменты в единую композицию, то роль подсознательной памяти в мыслительном процессе возможно, сводится к установлению ассоциативных связей между фрагментами сознательной памяти.
Т.е. подсознательная память вовсе не является хранилищем чудесных знаний, она лишь фон тех, которые добыты упорным сознательным трудом.
Автор новости Афлятунов Жавдат Зиннатович