фoтo: youtube.com
Джeффри Xoлл и Мaйкл Рoзбaш.
В прошлом году нобелевским лауреатом стал японский профессор Йосинори Осуми из центра передовых исследований Токийского технологического института за его открытия механизмов аутофагии.
Как это заведено, в преддверии нобелевской недели средства массовой информации пытаются угадать, кому же достанется награда. К примеру, хорошо информированная шведская газета Dagens Nyheter предположила, что премию может получить американский специалист в области онкологии Дэннис Слэмон (Dennis Slamon) за его исследования рака груди и лекарственное вещество герцептин.
Также высказывались предположения, что премия может достаться американскому ученому Джеймсу Аллисону (James Allison), считающемуся пионером в сфере иммунотерапии, противостоящей раковым клеткам. В 2015 году он стал лауреатом премии Ласкера (которую считают aмериканским эквивалентоном Нобелевской премии в области медицины). При этом было высказано мнение, что вместе с Аллисоном награду могут разделить Арлен Шарп (Arlene Sharpe)) и Гордон Фримен (Gordon Freeman).
В то же время шведское радио SR предположило, что награду могут присудить исследователям, занимавшимся проблемами лечения гепатита С – Ральфу Бартеншлагеру (Ralf Bartenschlager) из Германии, а также Чарльзу Райсу (Charles Rice) и Майклу Софиа (Michael Sofia) из Соединенных Штатов. Вся эта троица в прошлом году была удостоена вышеупомянутой премии Ласкера.
А вот в Швейцарии пресса выражала надежды, что лауреатами в этом году могут стать граждане альпийской республики. Так, ресурс 20min.ch возлагал надежды на Михаэля Халля (Michael Hall) из Базельского университета, занимавшегося исследованиями, связанными с открытием группы белков мишеней рапамицина. Ученый стал в 2017 году лауреатом премии Ласкера (Albert Lasker Basic Medical Research Award).
Решение о присуждении премии в области физиологии и медицины принимается Нобелевской ассамблеей, в которую входят пятьдесят профессоров, работающих в стокгольмском Каролинском институте. Награда присуждается тем, кто совершил открытие, изменившее понимание жизни или медицинской практики. В ходе обсуждений члены комитета тщательно изучают кандидатов – после чего ассамблея проводит тайное голосование, в итоге которого принимается решение о том, кто получит премию.
В последние годы награды чаще всего присуждались за открытия, относящиеся к ДНК и молекулярной биологии. В период с 1901 по 2016 гг. было присуждено 107 нобелевских премий в области физиологии и медицины – получили их за это время 211 человек. И только в 39 случаях (как и в прошлом году) награду получал один лауреат – чаще всего ее делят между несколькими учеными. До нынешнего дня медицинского «Нобеля» получили двенадцать женщин (последний раз это произошло в 2015 году, когда премию получила 2015 — Юю Ту из Китая). И пока ни разу не было случаев посмертного присуждения премии.
Средний возраст лауреатов в сфере физиологии и медицины на момент присуждения составляет 58 лет. Самый младший из лауреатов – 32-летний Фредерик Бантинг (его наградили в 1923 году за открытие инсулина). Самым пожилым в 1966 г. стал 87-летний Пейтон Роус, награжденный за открытия в области вирусов, вызывающих опухоль мозга.
Нелишне будет напомнить, что в этом году размер Нобелевской премии был увеличен до 9 млн шведских крон ($1,1 млн). В 2012 году денежное выражение награды было снижено с 10 млн крон до 8 млн крон.
Лучшее в «МК» — в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в Telegram