В этой статье я постараюсь посмотреть на участие в инкубаторских и акселераторских программах с нудной, но важной, юридической точки зрения и расставить красные маячки. Надеюсь эти маячки будут настораживать вас и привлекать особое внимание при подписании договоров на инкубацию и/или акселерацию. И я буду самой счастливой ИТ-юристкой, если когда-нибудь услышу жалобы инкубаторов на команды, которыя задают неприлично много вопросов по договору, потому что «а вот мы в статье одной читали…».
Ну и важный дисклеймер: если на эту статью вы натолкнулись случайно или же вы юрист узкого, но отдаленного от сабжа профиля, и не совсем в теме (что не стыдно, потому что мы знаем, что феномен «тыжюрист» — это наиболее печальное заблуждение этого мира), или же вы стартапер, но не сталкивались с этими вопросами, то ниже я вкратце расскажу, что такое стартап-инкубатор и стартап-акселератор и какая между ними разница. Это предложение намеренно длинное и сложносочиненное поскольку именно так и выглядят дисклеймеры.
Если вы считаете, что эта тема «битая», рекомендую для сохранения времени сразу перейти к следующему за следующим разделу.
Стартап-инкубаторы и акелераторы, что за зверь такой
Как любят говорить преподаватели и повторять за ними студенты-юристы, инкубатор и акселератор соотносятся между собой как родовое понятие и индивидуальное. Теперь постараюсь свою речь как-то очеловечить.
Если кратко, то инкубаторы — это организации, как правило, объединяющие инвесторов, компании, фонды, общественные, государственные и учебные организации, главной целью которых является инфраструктурная и информационная поддержка стартапов.
Представим, что у вас есть идея для стартапа: приложение для смартфона, которое позволяет быстро получать информацию пассажирам авиарейсов, о том, могут ли они получить копенсацию за запоздалый авиарейс, генерировать претензию с требованием о выплате компенсации и получать такую компенсацию (знаю, знаю, я супероригинальна). Идея продвижения и организации стартапа еще эфемерна, вас в команде несколько энтузиастов и вы не знаете, из чего начать.
Вы где-то читали подборку самых больших стартап-инкубаторов Украины и Европы и думаете подавать заявку. Вы заполнили заявки в несколько инкубаторов и, о как хорошо, вашу идею, потенциал оценили и пришли к выводу, что для работы с украинскими авиакомпаниями такой стартап будет самое оно.
В резyльтате оценки вас включили в инкубационную программу известного инкубатора. Вам, скорее всего, предложат помещение и оборудование для работы над своим продуктом, возможно, даже будут кормить и поселят на территории инкубатора. Иногда слово инкубатор используется именно в этом узком смысле — предоставление определенных выгод для работы стартапа на первых этапах разработки и развития идеи. Но, как правило, традиционные инкубаторы предоставляют более широкие возможности для стартапов, кроме вкусного кофе и мягких кресел в коворкинге.
В традиционном хорошем инкубаторе к вашей команде подойдут со всей серьезностью — приставят к вам какого-то уважаемого специалиста в ИТ-обществе — ментора, который будет вам помогать советами и знакомить с нужными людьми, составят для вас программу развития с детальными этапами и целями, которые нужно будет достичь, помогут составить бизнес-план, маркетинговую стратегию подготовку для оценки инвестором, предоставят к вашим услугам юриста и финансиста, чтобы помог вам в самом нудном, дадут возможность участвовать в тренингах и еще чего только не предложат для прокачивания ваших entrepreneurship skills. Кроме того, инкубаторы, как правило, инвестируют в стартапы предоставляя им деньги в обмен на долю в зарегистрированной компании.
Когда вы немного разобрались с тем, что такое рынок, кто же такие эти ваши клиенты/потребители/пользователи, какой ваш потенциал и смутно представляете о способах выпуска продукта, вы переходите в стадию акселерации, которая предназначена уже не для оформления вашей идеи в реальность, а для создания на базе вашего стартапа успешной компании, привлечения инвестиций от ангелов или венчурных капиталистов и выхода стартапа. То есть программа акселератора (пер. с латыни — «прошу на выход») — это последняя стадия подготовки наиболее конкурентоспособных стартапов, которые прошли первые стадии инкубации, для дальнейшего инвестирования и продажи компании.
Заключаем договор с инкубатором
Вернемся к нашему стартапу, который должен успешно помогать украинцам получить компенсацию за опоздавшие авиарейсы (кстати, такая возможность предусмотрена законодательством Украины, просто не всем о ней известно). Выбрав ваш стартап из перечня других апликантов, инкубатор предложит вам подписать договор на инкубацию. Если инкубатор будет инвестировать в стартап, такое инвестирование, как я уже вспомнила, предлагается за предоставление инкубатору доли в компании, и, следовательно, участия, хоть и не столь существенного, в ее управлении и привлечении будущих инвесторов.
Но что будет, если, скажем, в процессе работы над своим приложением вы выявите, что все пропало: требование о компенсации за авиарейс авиакомпании принимать в автоматичном режиме не будут, потому что они без доверенности и вообще не на бумаге и без подписи подаются, ваш замысел идет коту под хвост и вы уже не знаете, зачем вы заваривали эту кашу с отечественными авиалиниями? Возможно, наоборот, вы все еще всеми руками за развитие своего стартапа, но инкубатор считает, что это безнадежно и вы уже не прочь уйти из этого инкубатора, но договор-то уже подписан, pacta sunt servanta и все такое. Что делать? Вы открываете ваш договор, который вы на радостях подписали и читали где-то раз 0,5 по диагонали, и ищете то что вам бы подошло и спасло, но, увы, не находите. Эта печальную ситуацию можно разрядить хотя бы тем, что так происходит чуть ли не всегда и не со всеми юридическими документами. Какие же основные моменты регулирует этот договор инкубации и на что нужно обращать внимание?
Такой договор может заключаться не только между инкубатором и фаундерами стартапа, но и может быть многосторонним. Например, когда третьей стороной выступает ментор, который также получает долю в компании. Поэтому важно в самом начале обращать внимание на то, кто будет ментором вашего стартапа и оценивать его не только по известности и авторитету в определенных кругах, но и по тому, как реально он может помочь конкретно вашему стартапу, исходя из его специфики и сферы активности ментора. Если по каким-либо причинам вы будете недовольны своим ментором, в договоре можно прописать, что в случае невыполнения им своих обязанностей по договору ментор должен быть заменен. Если же ментор является стороной договора и также получает часть акций в компании, то в договоре можно предусмотреть условия его замены и передачи акций фаундерам стартапа (или инкубатору).
Теперь о долях в компании: в договоре стороны устанавливают строк регистрации компании, страну регистрации, а также основные положения, которые будут отображены в статуте и договоре акционеров (shareholder agreement). Договор акционеров (в нашем случае это будет инкубатор как инвестор, фаундеры стартапа, возможно ментор) — это основное соглашение между акционерами компании, которое устанавливает, как акционеры будут принимать решения в компании, как будут назначаться директор и другие исполнительные лица компании, как будут выплачиваться дивиденды и т.п. То есть договор на инкубацию — это как бы предварительное соглашение акционеров, в котором они договорились заключить договор в будущем. В зависимости от того, какая в таком договоре установлена ответственность за его неисполнение и какие условия расторжения, можно судить о возможности одностороннего отказа от такого соглашения.
Инкубаторы не претендуют на большую долю в компании. Как правило, доля составляет от 5 до 25% (инкубатор, который просит за свои услуги 25% компании скорее всего сделает из вас UBER или Instagram, пожтому прежде, чем согласиться, проверьте, сколько единорогов этот инкубатор уже вырастил). Вообще, фаундерам стартапа всегда нужно следить за тем, чтобы на любом раунде финансирования их доля не размылась до менше чем 50%, так как это очень уменьшает привлекательность компании в глазах потенциальных инвесторов. Это правило не действует в случае с soviet-style инвесторами: в этом случае их доля в проекте не должна превышать 0 акций.
Традиционное положение в договорах на инкубачцию — обязанность фаундеров передать в будущую компанию все права интеллектуальной собственности на проект.
Да, если в команде фаундеров 2 (девелопер и дизайнер), то каждому из них принадлежат права на софт или права на дизайн. Для того, чтобы управлять этими правами, их нужно условно собрать в одну кучу и передать одному независимому лицу. Для этого фаундеры обязываются подписать договоры о передачи всех прав интеллектуальной собственности компании, зарегистрированной на основании положений договора на инкубацию. Это же касается ситуации, когда, например, стартап готовил видеоролик и привлекал к этому подрядчика фотографа или видео оператора — они также должны подписать договоры на передачу прав компании. В свете значительности для фаундеров самой ИДЕИ стартапа и ее воплощения в жизнь эти формальные вопросы с бумажками договоров на передачу прав интеллектуальной собственности не имеют большого значения, и я с этим полностью согласна, но в любой стабильной системе точкой бифуркации может стать именно вот такая вот бумажка, которую часто и не читает никто, кроме того, кто ее составил.
Фаундерам стартапа также нужно брать активное участие в согласовании Программы инкубации или Плана проекта, в котором определяются основные этапы инкубации и критерии их выполнения. Они прописываются непосредственно в договоре на инкубацию или согласовываются в отдельном документе через некоторое время после его подписания и привязываются к величине инвестиции в стартап на определенном выполненном этапе Программы инкубации. То есть если на втором или третьем этапе инкубации вы решили разорвать соглашение на инкубацию, зависимо от положений договора владельцами вашей компании можете остаться вы и инкубатор.
Иногда также уместно прописать общие направления, по которым создатели стартапа могут тратить полученные от инкубатора/акселератора/инвестора деньги, чтобы не платить потом штраф за то, что, по мнению инкубатора, деньги пошли не туда, куда было нужно. В этом аспекте также важно четко согласовывать компетенцию акционерного собрания и вопросы, которые будут требовать 100% кворума и единогласия голосовании. Как правило, такие вопросы касаются стратегических решений компании.
Например, у вас навязчивая идея о том, что дело нужно прекращать и ликвидировать компанию, потому что вы получили предупреждение от киберполиции с обвинениями во взломе публичного WI-FI аэропорта. В таком случае, несмотря на то, что у вас может быть 50+ % в компании и безсонные глаза, полны страха, решение о ее ликвидации принимается только в случае 100% за. То же касается ограничений на совершение сделок. Если, например, вы как фаундер стартапа и владелец контрольного пакета акцый решите купить какой-то дата-центр за 1 000 000 гривен, вам это, к сожалению, не удастся, если в акционерном соглашении будет положение о том, что любые трансакции на сумму более 1 000 гривен требуют единогласного решения всех 100% акционеров. Все эти вопросы могут быть прописаны еще в договоре на инкубацию.
НДА, дедлоки, драг-элонги, тэг-элонги и другие приятные слуху слова
Когда бедный стартапер самостоятельно приходит к инвестору с готовностью расписать свое детище во всех красках, но при этом заикается о подписании НДА, это считается дурным тоном и все эксепрты хором говорят, что «но-но-но», делать этого не следует, потому что у инвестора таких, как ты, стартапер, туча, и если с каждым НДА подписывать, придется вести специальный реестр. Ну и на самом деле никакой опасности по сути нет. Случай с инкубаторами и акселераторами немного отличается, особенно если учитывать то, что при инвестировании инкубатор становится акционером компании и вся коммерчески ценная информация становится доступной ему автоматически. Поэтому, наверное, все же следует подумать над тем, какая информация может быть раскрыта потенциальным инвесторам или партнерам и раскрытие которой нежелательно, и прописать это в договоре на инкубацию.
Если говорить о дедлоке, то он наступает тогда, когда акционеры чаще всего в силу равного распределения голосов не могут прийти к какому-то решению по вопросам, которые требуют единогласности или 100% кворума на протяжении двух или больше голосований. Для решения такой тупиковой ситуации можно выбрать разные методы, чаще всего выкуп акций тех акционеров, которые уклоняются от голосования. Здесь интересные ситуации могут возникать в случае, например, если голоса распределились поровну и непонятно, какие акционеры должны выкупать акции — те, кто голосует за, или те, кто голосует против.
На этапе акселерации, когда подыскиваются инвесторы и заключаются договоры инвестирования, в последних кроме аспектов, указанных выше, нужно обратить внимание на положения о неразмытии акций (anti-dilution) инвесторов, то есть выбора оптимального варианта, кода стоимость/количество акций инвестора остается то же при всех последующих раундах финансирования или же поддается корректировке в соответствии со специальным коэффициентом их изменения.
Также здесь входят в игру положения о drag-along, когда акционеры, которые владеют большинством акций и хотят их продать третьему лицу, имеют право при требовать от миноритариев продажи своих акций на тех же условиях, и подобное ему tag-along right, которое дает право миноритарию принимать участие в сделке, по которой владелец большинства акций хочет их продать.
В этой статье не рассматривались вопросы использования конвертированных займов, опционов и других с инструментов инвестирования, которые могут использоваться в процессе инкубации и акселерации, а более распространенная и обобщенная модель инвестирования в инкубаторе. Все это только реминисценции на общие юридические аспекты тему во время инкубации и акселерации. С продвижением вашего стартапа, расширением штата его работников и узнаваемости на рынке продвигается и растет и значимость юридической стороны бизнеса. Конечно, если у вас в голове продвижение идеи какого-то стартапа, то Вы в последнюю очередь (или никогда) будете вчитываться в союз «и»/»или» в договоре и его влияние на ваши права и обязанности по нему. Но лишняя бдительность хотя бы по прочтении этой статьи не помешает никогда.