фoтo: pixabay.com
O тoм, чтo eщe нужнo сдeлaть, чтoбы не заболеть и какую диагностику необходимо проходить, чтобы обнаружить болезнь как можно раньше, в интервью «МК» рассказал ведущий научный сотрудник отделения химиотерапии и комбинированного лечения злокачественных опухолей ФГБУ «РОНЦ им. Н.Н. Блохина» РАМН Андрей Мещеряков.
– Андрей Альбертович, в чем особенность данного заболевания?
– Колоректальный рак – собирательный термин, включающий злокачественные новообразования толстой кишки, которая состоит из ободочной и прямой кишок. Согласно мировой статистике, у женщин колоректальный рак занимает второе место по уровню заболеваемости, а у мужчин – третье. В России каждая десятая вновь выявленная злокачественная опухоль – это рак толстой кишки или колоректальный рак. Важно, что заболевание возникает не одномоментно, а формируется достаточно долго, в течение нескольких лет или даже в течение десятилетий. При этом у самой опухоли есть свои предшественники, так называемая предраковая патология, — например, полипы. Полип возникает из-за чрезмерного разрастания ткани, а опухоль — это окончательный процесс формирования излишнего роста клеток.
– Можно ли заметить опухоль еще на этапе каких-то лабораторных анализов? Сейчас очень популярны онкомаркеры. Насколько они оправданы в этом случае?
– Патологические изменения можно выявить достаточно рано, однако это не означает немедленного медицинского вмешательства. Дело в том, что в организме человека постоянно возникает множество генетических нарушений на уровне отдельных клеток, но далеко не все из них переходят в злокачественное новообразование. Самое главное – вовремя идентифицировать существенные патологические изменения и вовремя вмешаться.
Использование широко применяемых в настоящее время онкомаркеров для ранней диагностики тоже не очень оправдано: они не помогают идентифицировать предопухолевые изменения в слизистой толстой кишки и характерны, как правило, только для злокачественных опухолей уже достаточно большого размера.
– В таком случае, какие лабораторные исследования и анализы могут помочь выявить заболевание на максимально ранних стадиях?
– Предраковую патологию толстой кишки и ранний рак можно своевременно идентифицировать. На сегодняшний день существуют несколько методик, которые считаются скрининговыми. В частности, это анализ кала на скрытую кровь, эндоскопические исследования (колоноскопия, ректороманоскопия), виртуальная КТ-колоноскопия. Также есть несколько высокотехнологичных и перспективных методик, которые в данный момент еще находятся в процессе изучения. Например, иммуногистохимическое исследование кала и исследование ДНК в кале на эпигенетические и генетические изменения.
– Скрининговые методики могут повлиять на снижение смертности?
Эффективность скрининговых программ есть, когда в процесс вовлечена существенная доля пациентов. Однако, к сожалению, на данный момент не существует государственной программы ранней диагностики колоректального рака. Нет программ ОМС, в рамках которых можно сдать кал на скрытую кровь, другими словами, у пациентов нет возможности прислать кал на исследование в лабораторию бесплатно. Поликлинические отделения, к сожалению, не предлагают всем пациентам по достижению определенного возраста проходить бесплатную колоноскопию. Конечно, отсутствие таких программ негативно сказывается на показателях ранней диагностики заболевания.
– Какие существуют факторы риска колоректального рака?
– Главный фактор риска для раковых заболеваний, это, прежде всего, возраст. Среди других факторов отягощенный онкологический анамнез, например, семейный полипоз, который значительно повышает риск колоректального рака. Естественно, нужно обращаться к врачам для оценки индивидуального риска заболевания.
– А какую роль играет несбалансированное питание в развитии колоректального рака?
Диета действительно влияет на ситуацию, однако ее роль в развитии данного вида онкологии значительно ниже, чем возраст или генетически передаваемые нарушения. Тем не менее, было доказано, что в некоторых странах, например, в США, высокая заболеваемость колоректальным раком связана с диетой. Американцы едят много красного мяса и употребляют мало продуктов, богатых клетчаткой. Кроме того, в рационе используется большое количество замороженных продуктов, что также считается фактором риска.
– Ранняя диагностика колоректального рака влияет на прогноз заболевания?
Конечно, ведь чем раньше поставлен диагноз, тем больше шансов на излечение. Если опухоль была обнаружена на первой стадии, 90% пациентов с данным заболеванием могут выздороветь. К сожалению, при позднем обнаружении опухоли она более распространена. Опухоль может прорастать в стенку толстой кишки целиком, метастазировать в региональные лимфатические узлы. И, соответственно, чем позже мы обнаружим, тем труднее лечить этих пациентов.
Метастатический колоректальный рак также нередко встречается в клинической практике. Иногда мы обнаруживаем сначала метастазы, а уже затем – первичную опухоль. Однако при колоректальном раке есть определенная особенность метастазирования, позволяющая вылечить часть пациентов с поздней стадией полностью, например, при поражении только одного органа, печени или легких. Такие пациенты требуют максимума усилий, но и результат особый – выздоровление несмотря на 4 стадию болезни.
– Есть ли способы лечения метастатического колоректального рака?
Радикальная операция в онкологии подразумевает, что пациент может полностью выздороветь после операции. Радикальные операции выполняют по поводу первичной опухоли толстой кишки. Они подразумевают удаление опухоли в пределах здоровых тканей вместе с региональными лимфатическими узлами – на тот случай, если опухоль уже успела метастазировать. После радикальных операций дополнительно может применяться химиотерапия, позволяющая удалить из организма остаточные микрометастазы, если их наличие подразумевается на основании стадии болезни.
К сожалению, среди больных с четвертой стадией заболевания лишь небольшая их часть может полностью выздороветь – 5–10%. Однако и четвертая стадия – это не всегда приговор. В моей практике уже много пациентов с отдаленными метастазами колоректального рака, после успешного лечения которых прошло десять – пятнадцать лет. Поэтому пациентам необходимо сохранять оптимизм и бороться с болезнью вместе с лечащим врачом.
И, конечно, важно помнить, что профилактика эффективнее лечения. А своевременное обращение к врачу – проктологу, онкологу — значительно влияет на результат лечения и, в конечном счете, длительность и качество жизни.