Канадские специалисты раскрыли тайну притягательности полотен Рембрандта. Они считают, что определяющее значение в творчества великого художника имеет игра с размытыми и четкими частями портретов. Благодаря этой технике картины Рембрандта и сегодня будто гипнотизируют зрителей, контролируя их взгляды.
Путем компьютерного изучения самих картин и поведения рассматривающих их людей ученые смогли определить и описать конкретные приемы, которые позволяли великому художнику привлекать внимание людей к лицам изображенных на его полотнах персонажей и превращали восприятие картин в неспешное и интересное занятие.
Наблюдая за зрителями, ученые обнаружили, что их взгляд обычно фокусируется на конкретной точке – детализированном, четком изображении человеческого глаза на портрете. Они долгое время смотрят только на эту точку, а потом медленно перемещают взгляд на другие, размытые области на картине. Причем они делают это намного медленнее, чем в случае рассматривания изображений, не принадлежащих кисти Рембрандта.
Ксения Богемская, являющаяся доктором искусствоведения, поясняет, что существует шкала восприятия человеком направлений линий и цветов. Например, линия, идущая вниз слева направо, воспринимается зрителями как выражение печали, а вверх в том же направлении – как выражение радости. По мнению эксперта, это, скорее всего, обусловлено привычками восприятия людьми письменного текста.
Кончено, художники использовали и другие приемы, позволяющие управлять взглядом зрителей. Все великие мастера расставляли на картинах цветовые акценты, позволяющие получить контроль над вниманием зрителей. К примеру, написанный Ван Гогом «Пейзаж в Овере после дождя» практически весь зеленый за исключением маленькой красной точечки – колеса телеги, к которому невольно приковывается взгляд зрителей.
Кроме того, живописцы активно используют в своих картинах игру света и тени. К примеру, фигура женщины на картине Рембрандта «Портрет старушки» погружена в темноту, из которой свет выхватывает только лицо и особенно глаза. Взгляд зрителей невольно задерживается на той области, куда падает солнечный луч. Также не последнюю роль в производимом картинами этого живописца эффекте играют нежные, теплые цвета – он преимущественно использовал неяркие красноватые и золотистые цвета. Как отмечают канадские ученые, применявшиеся Рембрандтом технические приемы как бы успокаивают глаза, делают знакомство с его полотнами интересны и комфортным.
По материалам Sciencemagic.ru
українська версія: Вчені ракскрилі секрет привабливості полотен Рембрандта