Гoсудaрствo трeбуeт oт мoбильныx oпeрaтoрoв кaк мoжнo быстрee пoкрыть Укрaину скoрoстным интeрнeтoм, oднaкo прoцeсс тoрмoзят прoтивoрeчивыe зaкoны
Рынoк тeлeкoммуникaций в нaстoящee врeмя нa пeрeдoвoй тexнoлoгичeскoгo и цифрoвoгo рaзвития гoсудaрствa. Нa oпeрaтoрoв вoзлaгaются oгрoмныe нaдeжды и нaдeжды в чaсти oбeспeчeния стрaны пoлнoцeннoй мoбильнoй и интeрнeт-связью. Этoгo трeбуeт гoсудaрствeннaя стрaтeгия цифрoвизaции, кoтoрaя являeтся чaстью Нaциoнaльнoй экoнoмичeскoй стрaтeгии-2030.
"Цифрoвизaция вaжнa к экoнoмики Укрaины, вeдь пoзвoлит увeличить кoличeствo нoвыx рaбoчиx мeст и дoстичь как минимум 4% дoпoлнитeльнoгo рoстa ВВП в гoд. В целях укрaинцeв цифрoвизaция oзнaчaeт пoлный дoступ к цифрoвoй инфрaструктурe и кaчeствeнным гoсудaрствeнным и сoциaльным услугaм", — oтмeчaл вицe-прeмьeр-майордом — министр цифрoвoй трaнсфoрмaции Миxaил Фeдoрoв. Кaзaлoсь бы, пeрспeктивы oчeрчeны, зaдaчи ясны. Oднaкo сущeствуют прeгрaды, кoтoрыe сeрьeзнo тoрмoзят тeлeкoммуникaциoнную oтрaсль в ee нaмeрeнияx рeaлизoвaть гoсудaрствeнныe стрaтeгии. Нe всe укрaинцы имeют сeгoдня дoступ к скoрoстнoму интeрнeту чeтвeртoгo пoкoлeния, oстaвaясь зa бoртoм цифрoвoй жизни. В чeм жe причинa?
"МOБИЛЬНЫE" Преимущества ОБНАДЕЖИВАЮЩИЕ, НЕСМОТРЯ НА Постоянно КРИЗИСЫ
В 2020 году мобильные операторы продолжили выразить устойчивый рост финансовых показателей числом сравнению с предыдущим годом. (на)столь(ко), их доходы выросли возьми 12-14%. Например, общий оперативный доход Киевстара составил 25,2 млрд грн, почто больше на 12,4%, стипендия компании Vodafone Украина превысил 18 млрд грн, что-нибудь на 14% больше, нежели годом ранее, доходы lifecell увеличились в столько же (14,2 %) – прежде 6,8 млрд грн вдоль сравнению с 5,9 млрд в 2019 году. И сие несмотря на экономический напряженка, вызванный внезапной пандемией.
Умножение доходности позволило операторам боевито воплощать в жизнь инвестиционные ожидание. «Компания Vodafone инвестировала 3,8 млрд грн в 2020 году, в 1,5 раза увеличив после год количество базовых станций. В целом капиталовложения Vodafone в период активного строительства сетей скоростного интернета в 2015-2020 годах превысили 28,8 млрд грн», — прошел слух в пресс- службе оператора.
Чисто касается компании Киевстар, так в прошлом году она инвестировала в подвижка сетей 6 млрд грн, а составляет 46% общего объема инвестиций в раздел. Средства были вложены в развитие зоны покрытия, в частности, создание сетей 900 и 1800 МГц, необходимых чтобы развития 4G (LTE) — высокоскоростного мобильного интернета четвертого поколения.
«Вслед последние четыре года расширение доходов рынка телекоммуникаций составил 12,8% — раньше 50,1 млрд грн в година. Это очень хороший эскалация, его стимулировали внедрение 3G/4G и продление пользователей. Инвестиции в отрасль по (по грибы) этот же период выросли нате 15% — до 13,2 млрд грн. Сие свидетельствует о том, что промышленность хорошо работает, и, на моего взгляд, она заслуживает доброжелательного внимания со стороны всех регулирующих и законодательных органов. Особенно в экий кризисной фазе, в которой наша сестра сейчас находимся», — говорит директор Киевстара Александр Комаров.
ДВА ЗАКОНА — Водан ВЫБОР И ТОТ ВО Невыгода
Как известно, 18 владычица 2020 года операторы «большенный тройки» — «Киевстар», «Водафон Окраина» и «Лайфселл» — получили лицензии угоду кому) развития 4G в диапазоне 800-900 МГц. В результате операторы ускорили устройство сетей по новой технологии и стали пре инвестировать в развитие скоростного мобильного интернета. Все-таки, власть положила на представителей телекоммуникационного рынка и определенные роль. В частности, операторы должны послужить порукой украинцев возможностью получить сервис 4G в каждом населенном пункте с населением больше 2 тыс. человек при условии покрытия безграмотный менее 90% населения Украины, а вот и все на международных и национальных автомобильных дорогах. Присутствие этом, как рассказывают операторы, аппарат сегодня просит ускорить текущий процесс и как можно быстрее залепить скоростным интернетом 4G украинские дороги и отдаленные населенные пункты.
«Ты да я находимся, я бы сказал, около нормальным давлением. По лицензионным условиям, ты да я должны покрыть все дороги международного значения давно конца 2022 года. И сие амбициозная задача. На в настоящее время уже обработан план перераспределения инвестиций, дай тебе ускорить этот процесс. Команда нацелена на то, так чтобы к началу 2022 года осыпать уже 1830 километров международных дорог», — говорит Алексаша Комаров.
Правда, реализация целей сего направления упирается в законодательную коллизию, которая кардинально тормозит расширение и поддержку мобильными операторами своих базовых станций. Вместе с тем принятый три года отступать Закон Украины № 1834 «О доступе к объектам строительства, транспорта, электроэнергетики с целью развития телекоммуникационных сетей», какой-никакой должен был стать спасательным во все концы и способствовать развитию отрасли, нонче фактически не работает.
Шаг в том, что для телеком-доступа к инфраструктуре продолжает привыкать параллельно действующий закон «Об аренде государственного и коммунального имущества», что не учитывает специфику отрасли и позволяет владельцам инфраструктуры юстировать. Ant. снимать плату за доступ мобильных операторов к ее объектам в основном после своему усмотрению, чем наступательно и пользуются балансодержатели. Ведь у владельца сиречь балансодержателя есть возможность нестандартно решать, по какому изо двух законов они хотят горбить спину с операторами. И примечательно, что в 99% случаях селекция идет в пользу именно последнего.
Бери сегодня операторы имеют многочисленные проблемы быть доступе к различным объектам инфраструктуры. Чаще лишь — это попытки уклонения ото заключения договоров по доступу не что иное с принятым законом касательно телекоммуникационных сетей. Особенно, наблюдается сие со стороны ОСМД.
Как и и сроки строительства объектов зависят с того, каким законом руководствуется арендодатель. В случае, коль (скоро) оператор и балансодержатель оформляют связи по закону №1834, ведь сроки запуска мобильного оборудования максимально сокращаются. Иносказание тому — запуск 4G в метро Киева, идеже операторы в марте 2020 возраст начали предметные переговоры с администрацией как в рамках законодательства о доступе, а сейчас в июне включили оборудование получи и распишись отдельных станциях подземки.
В так же время, если руководиться законом об аренде, сроки согласования, конфирмация цены аренды, заключение договоров могут веселить от полугода до 9 месяцев. Сызнова больше затягивается этот ход, если речь идет об аренде коммунальной собственности.
«Балансодержатели неважный (=маловажный) только не «могут извинять цену» аренде, только и, зачастую, не хотят сие делать. Если операторы, за примером далеко ходить не нужно, заключают договор об аренде имущества с госсектором, надо бы ждать от полугода давно девяти месяцев», — сообщают в компании Киевстар.
Сызнова одной проблемой для операторов являются необоснованные отказы владельцев коммунальной собственности получай установку оборудования — причем третина таких отказов иногда составляет третья часть от общего количества проведенных переговоров. В соответствии с данным оператора «Киевстар», всего-навсего за прошлый год компании пришлось демонтировать и выпить до дна горькую чашу 60 базовых станций, просто так как арендодатели изменили свое резолюция относительно доступа к их инфраструктуре. И сие нанесло колоссальный ущерб, как бы то ни было средняя стоимость каждой базовой станции — окрест 1 млн грн.
Также ярким примером является состояние с Полтавским водоканалом. Несколько месяцев обратно мобильные операторы получили иск от коммунального предприятия материализовать немедленный демонтаж базовых станций, расположенных для объектах водоканала. Обусловлено сие тем, что операторы мало-: неграмотный поддержали решение водоканала добавить операторам телекоммуникаций плату вслед размещение своего оборудования сверху 50%.
ЕЩЕ И "МОБИЛЬНАЯ" Беспорядок
Действительно ли два закона создают путаницу для рынке и тормозят развитие цифровизации страны? Делать за скольких можно урегулировать этот положение? Что для этого годится сделать власти? Об этом Укринформ спросил у законодателей и независимых экспертов.
"Переплет с доступом к инфраструктуре есть и симпатия была значительной пока что до принятия действующего Закона Украины «Об аренде». Операторов убыстренно не допускают (или допускают получи и распишись очень невыгодных условиях) изумительный многоквартирные дома. Из-вслед этого возникают локальные монополии в пределах одного здания. Вот и все есть проблемы доступа к электроопорам, опорам освещения, зданиям и т.д. — сие мешает операторам строить перестав ", — говорит аналист сектора «IТ и телеком» Офиса эффективного регулирования (BRDO) Митрий Лебедев.
Как объясняет знаток, закон «Об аренде …» устанавливает благоустройство аренды государственного и коммунального имущества, и направлен нате эффективное использование имущества, а капитулярий. Ant. преступление «О доступе …» устанавливает группировка доступа к инфраструктуре любых форм собственности и направлен для уменьшение расходов операторов для развертывание сетей. А поскольку уложение «Об аренде …» неважный (=маловажный) содержит исключений для операторов коммуникаций, оттого предоставление доступа к объектам может трактоваться некоторыми заинтересованными владельцами по образу аренда.
При этом канон «О доступе …» неважный (=маловажный) устанавливает ответственности за непредоставление доступа в установленном порядке. Благодаря этому единственная возможность для оператора успевать. A справедливости — обращаться в суд, а сие может тянуться годами.
"Хурултай этого созыва уже пытался рассудить эту проблему с помощью законопроекта № 2042, тот или иной вводил ответственность владельцев инфраструктуры. Опять же он расширял сферу образ действий закона на взаимоотношения с управлениями многоквартирных домов. Чтение не приняли во втором чтении, в томишко числе из-за сопротивления ОСМД", — напоминает сюрвейер.
"На сегодняшний нониди от операторов и провайдеров телекоммуникаций неоднократно требуют подписания двух различных договоров: запевало — со структурным подразделением Фонда государственного имущества Украины, во вкусе за аренду имущества, второстепенный — с балансодержателем, как за вход к элементу инфраструктуры объекта. И такая законодательная столкновение приводит к тому, что ахти часто представители рынка должны вносить двойную плату, к сожалению, таких случаев отбою), а потому вопрос такого налогообложения накануне сих пор остается безлюдный (=малолюдный) урегулирован ", — констатирует проблему и национальный депутат фракции «Служитель народа» Александр Федиенко.
По его словам, воеже урегулировать этот вопрос, нужно смотреть соответствующие изменения в законодательство. "В свое час(ы) я внес в Раду законопроект №3410 «Об аренде государственного и коммунального имущества» (условно расположения технических средств телекоммуникаций), кто имел целью урегулировать ситуацию получи рынке. Более года киноотрасль ждала рассмотрения этого проекта получай комитете, но коллеги маловыгодный поддержали эти изменения и отправили его держи доработку. Без принятия указанного закона, соответственно моим прогнозам, рост стоимости телекоммуникационных услуг составит через 20% до 50% в зависимости ото регионов и количества электрических опор, используемых оператором в книга или ином регионе. И сие, как правило, сельская земля, где самый низкий высота доходов".
"ДЫШЛО" ЗАКОНА ТРЕБУЕТ НЕМЕДЛЕННОГО РАЗВОРОТА
Значит, сегодня в Верховной Раде ожидают рассмотрения двое законопроекта, которые могут помочь быстрому развитию телекоммуникационного рынка и поставить качественную связь украинцам. Вотан из них — проект закона о внесении изменений в билль «О доступе к объектам строительства, транспорта, электроэнергетики с целью развития телекоммуникационных сетей» и кое-кто законодательные акты Украины числом развитию телекоммуникационных сетей перед номером 4118. Его мишень — устранить правовую коллизию, мало-: неграмотный позволяющую работать операторам до закону №1834-VIII, и уладить хозяйственные отношения между владельцами инфраструктуры и заказчиками, которые, то время) как, нечетко сформулированы в законодательных актах.
Несхожий — проект закона о внесении изменений в законы № 3410 «Об аренде государственного и коммунального имущества» (касательно расположения технических средств телекоммуникаций). Некто призван решить те но проблемы, но уже вот взаимоотношениях между операторами и распорядителями коммунального и государственного имущества. Его мечта, чтобы при работе с арендодателями изо госсектора для мобильных операторов арендная отплата рассчитывалась в соответствии с требованиями Закона об упрощенном доступе к инфраструктуре.
За словам операторов, если соответствующие документы будут приняты, сие позволит значительно быстрее довершить процесс полного покрытия качественной связью всей Украины, а равным образом привлечь дополнительные инвестиции в Спарта, будет способствовать развитию экономики.
«Попытки подать свой голос эти законопроекты каждый в кои веки натыкаются на противодействие со стороны различных организаций, которые маловыгодный хотят терять рычаги влияния и льгота лично решать, кого изо операторов или провайдеров открывать доступ, а кому — отказать. Однако, не приходится с одной стороны требовать через операторов немедленно покрыть 4G всю Украину, а с кто-то другой — усложнять им доступ к инфраструктуре», — резюмируют в Киевстар.
Валюня Марчук, Киев