фото: pixabay.com
После скандинавских спикеров, которые сконцентрировались в основном на экологических проблемах Арктики в связи с губительным для северной природы потеплением климата, российский лидер отметил позитивную сторону стремительного потепления. «Наступят более благоприятные условия для развития. Количество дней навигации по Северному морскому пути резко увеличивается. Это повышает возможности для наших кораблей по транспортировке грузов!» — заявил Путин.
Как сообщил «МК» сотрудник Тихоокеанского океанологического института им. В.И.Ильичева Игорь Семилетов, который был руководителем не одной арктической экспедиции, есть предположения, что уже в ближайшие десятилетия весь шельф морей Восточной Арктики может перейти в такое состояние, в котором находятся сейчас аномальные районы, где имеет место сквозное протаивание подводной мерзлоты. Десять или тридцать лет нам осталось до наступления времен, когда в Арктике существенно увеличится навигационный период, сказать пока сложно.
Из всех имеющихся арктических путей наиболее реально рассматриваются Северо-Восточный проход вдоль норвежского и российского арктического побережий и Северо-Западный проход через Канадский архипелаг и север Аляски. Первый обладает самым большим потенциалом. Здесь существуют две возможности: транзитное судоходство с перевозками грузов и целевое судоходство в пределах Арктики. Это рыболовство, туристические круизы, научные экспедиции и добыча ресурсов.
На добычу ресурсов специалисты делают основные ставки: считается, что благодаря им можно будет расширить транспортные пути из Арктики на запад, в Европу, или на восток, в Азию. Однако скептики отмечают сложность использования Северо-Восточного прохода для контейнерных перевозок. Для них важны предсказуемость, строгое соблюдение графиков, чего, наверное, еще долго нельзя будет гарантировать в Арктическом регионе, где даже в летнее время путь судну могут перекрыть свободно плавающие льдины. Поэтому путь через Суэцкий канал все же будет еще долго представляться самым стабильным вариантом.